Главная Официально Постоянное представительство Республики Дагестан в Ставропольском крае Ремарки, суждения, публикации А.М. Омаров — Гармонизация межнациональных отношений в многонациональном регионе на примере Республики Дагестан

А.М. Омаров — Гармонизация межнациональных отношений в многонациональном регионе на примере Республики Дагестан

На современном этапе развития общества в связи с наличием террористических, экстремистских и сепаратистских угроз руководством Российской Федерации предпринимаются шаги по законодательному оформлению национальной политики в России с учетом складывающихся реалий.

Если проанализировать системность взглядов нынешних лидеров государства и проследить логику изложения ими проблем межнациональных отношений, складывающихся в Российской Федерации, становится очевидной их твёрдая намеренность добиться устранения любых проявлений  дисбаланса в межнациональном взаимодействии.

В своей статье «Россия: национальный вопрос» В.В. Путин не безосновательно отметил, что  для  России – с её многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер и что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.

Ясно, что после оглашения 12 декабря 2012 года Послания Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором проявлена озабоченность  сохранением угроз с этноконфессиональной составляющей, необходимо завершить принятие намеченного ранее комплекса управленческих решений и практических мер. Представляется, что это обеспечит гармонизацию межнациональных отношений в стране в целом, и в регионах, в частности,  расширит диапазон направлений деятельности органов власти, институтов гражданского общества, определит новые формы и методы их практической деятельности.

Как конкретные шаги в этом направлении следует рассматривать  подготовленную новую редакцию Концепции государственной национальной политики, которая уже прошла согласования в федеральных структурах и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработанный законопроект «Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации».

Вместе с тем, нужно признать, что значительное число субъектов Российской Федерации, особенно с многонациональным и поликонфессиональным составом населения, далеко уже не первый год делают всё возможное для сохранения динамического равновесия этносоциальных и этнокультурных интересов граждан и этнических групп, достижения баланса в этноконфессиональных отношениях, предотвращения проявлений национального и религиозного экстремизма.

Примером этому является Республика Дагестан, которая первой среди субъектов Российской Федерации разработала и ещё в 1993 году приняла Комплексную программу решения проблем национальных отношений в  Дагестане.

В марте 2008 года была принята Программа развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008—2010 годы. Ее реализация дала позитивные результаты, позволив сформировать в республике систему управления межнациональными отношениями. В ней были определены потенциально проблемные и конфликтные зоны, на которые были направлены силы и средства. При этом развитие национальных культур, гармонизация межнациональных отношений рассматривались не как самостоятельные направления, а как элементы в системе межнациональных отношений, позволяющие вовлечь в позитивную совместную деятельность представителей разных народов, расширить познания о культуре и традициях народов, проживающих на территории Дагестана.

Тем не менее, несмотря на принятые меры, в республике продолжался рост социальной, межнациональной и межконфессиональной напряженности. Получили своё развитие негативные тенденции в сфере межэтнического взаимодействия в среде молодежи, при решении земельных вопросов.

Апеллируя к данным, полученным в ходе исследований, экспертное сообщество не без основательно указало, что причинами этого продолжали оставаться социальные факторы (рост социального неравенства, издержки стихийного роста этнического самосознания в подростковой и студенческой среде, снижение общего культурного уровня), недостатки образовательной системы (низкий уровень этнокультурной осведомленности, консерватизм методов и форм работы с молодежью, несформированность индивидуальной системы культурных ценностей, некритичное  усвоение экстремистских символов или представлений). Всё это стало дополнительным, прогрессирующим  фактором дестабилизации в республике её экономического и социально-политического положения.

Принимая всё это во внимание, руководство Республики Дагестан, тем не менее,  сочло необходимым также учесть, что существующие проблемы обостряются  разыгрыванием межэтнической, межнациональной карты и всё в совокупности представляет серьезную опасность для общественной и национальной безопасности не только в Дагестане, но и в России, в целом.

В этой связи было принято решение о разработке новой республиканской целевой программы «Развитие национальных отношений в Республике Дагестан на 2011—2015 годы». Начало её реализации было определено Законом Республики Дагестан от 08 февраля 2011 года «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие национальных отношений в Республике Дагестан на 2011—2015 годы»».

На выбранном промежутке времени по целям и задачам, своему содержанию Программа направлена  гармонизацию межнациональных отношений, сохранение и укрепление межнационального, меж- и внутриконфессионального мира и согласия, единства и дружбы народов Дагестана при непременном уважении прав и свобод  человека, сохранении языков, развитии  этнокультурного многообразия народов Дагестана и безусловном противодействии религиозно-политическому экстремизму и терроризму.

Нужно отметить, что определяясь в программных целях реализуемой  на территории республики  государственной национальной политики,  в перспективах работы на ближайшую и более отдалённую перспективу Правительство и его структурные подразделения приняли во внимание сохраняющиеся этно-демографические особенности населения, а также новые социально-экономические и социально-политические обстоятельства.

Первое. Из всех республик Северного Кавказа  Дагестан  -  самая большая  и самая многонациональная,  и многоконфессиональная республика.     Здесь представлены  основные  религии: ислам, православие, иудаизм.   На  территории  – 50,3   тыс. кв. км, по данным  Всероссийской переписи населения 2010 года, проживают  2  миллиона 910  тыс.  человек, что на 13% больше, нежели их было по данным переписи 2002 года. Это представители  более 120 народов, в том числе 14 коренных народов, имеющих свою письменность: аварцы  – 29,2%, даргинцы  -  16, 9 %,  кумыки – 14, 2%, лезгины – 13,1%, лакцы – 5,4%, русские – 4,7%, азербайджанцы- 4,3%,  табасаранцы – 4,3%, чеченцы – 3,4%, ногайцы – 1,48%, рутулы – 0, 94 %, агулы – 0,9%,  цахуры – 0,3%, евреи (таты, горские евреи,  и евреи) – 0,13%.

Второе. Несмотря на множественность этнических образований, для Дагестана характерны межнациональная толерантность и согласие. История народов Дагестана не знает этнических или религиозных войн. Все военные действия связаны исключительно с защитой от  завоевателей. Межэтнический мир в прошлом и настоящем Дагестана основан на историческом опыте совместного проживания его народов, решении спорных вопросов на основе межнационального диалога, общности их духовно-нравственных ценностей, культуры, традиций.

Тем не менее, в постсоветском Дагестане сохранился и даже обострился ряд проблем, доставшийся современной республике из прошлого.

Прежде всего, это проблема разделенных народов. Государственная граница  России с Азербайджаном и Грузией   разделила лезгин, аварцев, азербайджанцев, цахур, рутулов, некоторые другие народы. Это коснулось жизни и деятельности около 300 тыс. человек. В связи с этим возникла проблема  сохранения исторически сложившихся этнически-родственных, культурных, гуманитарных, хозяйственных и других связей между этими   народами.  Это, во-первых.

Во-вторых, отсутствие соответствующих  международно-договорных обязательств с сопредельными государствами негативно сказывается на социально-экономическом положении части населения, снижает уровень социального самочувствия, ведёт к формированию социальной и межнациональной напряженности. Так,  нерешенность ряда вопросов сезонного упрощённого пропуска через государственную границу  сказывается на традиционном для населения сезонном хозяйствовании. В частности,  с Азербайджанской Республикой (сезонно-пешеходный пункт пропуска «Диндидаг»), Грузией (аналогичный пункт пропуска «Бежта»).

К этому же ряду относится проблема невыполнения в силу различных обстоятельств, в том числе  и международного характера, в частности, Постановления Правительства РФ от 30 ноября 1992 г.  № 920 «О мерах по оказанию помощи аварскому населению, переселяющемуся из Кварельского района Республики Грузия в Республику Дагестан Российской Федерации».

Проблемными для республики остаются вопросы определения правого статуса граждан Российской Федерации — этнических дагестанцев, проживающих в населенных пунктах Храх-Уба и Урьян-Уба Республики Дагестан, территориально  расположенных в Азербайджане.

Это привело к возникновению у жителей Храх-Убы и Урьян -Убы многочисленных проблем, связанных с пребыванием их на территории Азербайджана, их имуществом в Азербайджане, а также  пересечением через госграницу при ведении хозяйственной деятельности и поддержании родственных отношений. Этим обстоятельством пытаются воспользоваться деструктивные силы для  формирования негативного восприятия Российской Федерации и Республики Дагестан, обострения межнациональных отношений, нагнетания напряженности в российско-азербайджанских отношениях.

В-третьих, на характер межнационального взаимодействия существенно влияют отсутствие  урегулированости  и окончательного решения проблемы репрессированных  народов.  К числу безвинно пострадавших или к числу  пострадавших ближайших родственников относится  более 87,8 тыс. человек, проживающих в Дагестане.

В 1991 году республика приняла беспрецедентное решение, направленное на территориальную реабилитацию чеченцев-аккинцев. По согласованию с Правительством РФ,   основываясь на согласии лакской общественности,  было принято решение о переселении лакского населения   (около 14 тыс. человек)  на новое место жительства и восстановлении  Ауховского района. Была принята соответствующая программа,  которая к 2012 году выполнена только на 30%.  Основная причинная  — это недофинансирование  её из федерального бюджета, что, естественно, создаёт ряд проблем, опосредованно влияющих на сохранение в республике межнационального согласия.

Дополнительно для полного завершения мероприятий по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства, к предусмотренным в рамках Федеральной целевой программы «Юг России (2008—2013 годы)»,  необходимо 6,8 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 4994,5 млн. рублей  (78,1%).

В-четвёртых, негативно на социальном самочувствии части населения, а, следовательно, на характере межнациональных отношений в районах его проживания сказываются проблемы, порождённые    насильственным переселенных народов. Они распространяются на жителей  21 района республики, занимающих земли репрессированных чеченцев.   Внесенный республикой в Государственную Думу ФС РФ законопроект «О насильственно переселенных народах» так и не был рассмотрен.

Данную проблему пытаются использовать третьи силы,  стремящиеся обострить межнациональные отношения,  в том числе с привлечением международного сообщества, как это было в декабре  2010 г.  с фальсифицированным обращением в Грузию.

В-пятых, на характер межнациональных отношений существенно влияют проблемы, связанные с низким жизненным уровнем горных и плоскостных районов и возникающей в этой связи миграцией населения.   Анализ миграционных потоков постсоветского периода показывает, что они имеют весьма неустойчивый характер, быстро меняют направление,  масштабы, структуру и интенсивность.  Для начала постсоветского периода характерным было то, что в основе  миграционных потоков находились   процессы концентрации населения  на территориях, исторически заселённых теми или иными этносами. Среди прибывающих преобладали  представители дагестанских этносов, по ряду причин, оказавшихся на территориях союзных республик (около 83%). А среди выбывающих – представители русского и еврейского населения (более 40%). Однако следует отметить, что проблема оттока русского населения не носила и не несёт в себе в настоящее время политической составляющей, поскольку вызвана не национальной неприязненностью между народами Дагестана, а профессиональной ориентацией и уровнем квалификации инженерно-технического состава, утратившего возможность работать по профилю профессиональной подготовки.

В то же время, начиная с 1996 года,  в республике наблюдается отток и других групп населения.  Анализ явления даёт основание утверждать, что динамика увеличения общей численности населения республики отражает положительный баланс только за счет естественного прироста. Это означает, что в миграционные потоки за пределы  республики, наряду с русским  населением, вовлечены представители других дагестанских народов, использующие оправдательный подтекст о существующей якобы невозможности совместного  проживания старожильческого населения и переселенцев, резко упавшем уровнем жизни, а также отсутствием условий для ведения хозяйственной деятельности в новых условиях.

И, наконец, в-шестых. На характер межэтнического взаимодействия своё влияние  оказывает всё, что связано с проявлениями национального и религиозного экстремизма, активностью террористической деятельности. Осуществляя свои преступные замыслы, террористы    не  оставляют попыток  расколоть единство и дружбу между народами Дагестана и межконфессиональное согласие, посягают на дагестанские традиции,   устои, пытаются насадить у населения чувство страха и неприятия представителей иных этносов.  Особая активность ими проявляется в работе с молодёжью, которая все чаще втягиваются в экстремистское подполье.

Поэтому идеологическая борьба за души   молодежи, которая в республике составляет 55%, -  главное направление деятельности органов власти Дагестана.    Этот приоритет  отражен в итоговых документах  III Съезда народов Дагестана, прошедшего  15 декабря 2010 г.

Не меньшую опасность, чем экстремисты, использующие исламские лозунги, для северо-кавказских народов представляют различного рода националисты, шовинисты, произвольно, а порою и провокационно извращающие постулаты Ислама в целях формирования неприязни к иным этнокультурным и конфессиональным сообществам.

Данному процессу активно противодействует реализация республиканских целевых программ. В частности, как уже указывалось несколько ранее, Программа  развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2011—2015 годы,  а кроме неё,  Программа определяющая содержание взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственной поддержки, Комплексная программа по противодействию религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан, республиканская целевая программа государственной поддержки казачьих обществ в Республике Дагестан на 2012—2014 годы,  государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Республики Дагестан.

Суть ныне  реализуемого и управляемого этнополитического процесса — достижение  реальных показателей в гармонии межнационального общения, в политико-правовой, в социально-экономической, информационной сферах, в сфере  культуры и образования,  молодежной политики, спорта и туризма. Его успешность предопределяется согласованной деятельностью исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества на следующих приоритетных направлениях:

всестороннее развитие национальных отношений, укрепление дружбы и взаимопонимания между народами Дагестана;

предупреждение и урегулирование конфликтов на этнонациональной основе;

формирование культуры межнационального общения на принципах межнационального согласия, взаимного уважения народов Дагестана;

поддержка дагестанской культуры, русского языка и языков народов Дагестана, этнокультурного и языкового разнообразия народов Дагестана как определяющего фактора духовного единства дагестанского общества;

поддержка инновационных проектов в области развития национальных отношений;

использование потенциала национальной культуры народов Дагестана для формирования положительного образа республики в России и за рубежом;

решение проблем репрессированных, депортированных, разделенных государственной и административными границами народов, этнических дагестанцев, проживающих в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.

Вместе с тем, принимая во внимание новые аспекты внутренней политики государства, очертанные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и озвученное В.В. Путиным 12 декабря 2012 года, вырисовывается ещё одно, принципиально важное направление работы — формирование цивилизационной идентичности российского народа, чувства принадлежности к единому социокультурному пространству. А это возможно при обеспечении политической, управленческой, организационной, информационной поддержке идеи российской гражданской идентичности, уникальности  многонациональной  российской государственности и полиэтничной российской культуры.

Безусловно, структурными подразделениями Правительства Республики Дагестан это будет принято во внимание, в содержание, формы и методы работы будут внесены соответствующие коррективы, что, в конечном счёте,  обеспечит принципиально значимые подвижки на направлениях гармонизации межнациональных отношений.

Полномочный представитель Республики Дагестан
в Ставропольском крае А.М. Омаров.

Материалы для скачивания

23.01.2013