Юлия Каунова

2Юлия Каунова. г. Кисловодск.

Закончила Московский Институт Журналистики и Литературного творчества. Член Союза писателей России с 2001 года. Председатель приёмной комиссии в члены Союза писателей России по Ставропольскому краю.

Основатель и главный редактор журнала на Кавминводах «Лира Кавказа». Автор шести поэтических сборников «Бумажная башня», «Подростковый возраст», «На острове Разлюбовь», «В стране Недосыпания», «Волчьи времена», «Тонкие ночи» и нашумевшей документальной прозы «Два чёрных утра», отмеченной Московским Издательством «ЭКСМО» дипломом по результатам конкурса «Книга года» (2004 г.).

К ознакомлению представляются: 

«МИР ОДИН» — заметки (Нажмите, чтобы прочитать)

Юлия Каунова.

МИР ОДИН

Так легли звёзды – шла на одну электричку, а успела на ту, о которой не думала. Таким образом, на праздничное открытие Дней Дагестанской литературы в крае — 4 апреля 2015 года — я прибыла из Кисловодска за полтора часа до означенного времени.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Четырёхэтажное здание библиотеки имени Горького в Пятигорске так же – с гардероба: наверх пропустят только без верхней одежды, с номерком – в руку. Порядок не гнётся и не нарушается десятилетиями.

Ах, как хорошо и неприхотливо смотрится зал! В углублении полукруглой сцены сбоку стоит на нерушимой ножке экран, над ним и роялем красуется современная растяжка с текстом – «Дни Дагестанской литературы на Ставрополье», а под ней растяжка поменьше – «Лакские писатели». Периметр сцены заняли однотипные цветы с лепестками-кулёчками цвета топлёного молока и с длинными обутыми в высокие горшки, стеблями.

Здесь же неизменный столик с двумя стульями позади. Зал не типичен: люди, входя с двух сторон, вынужденно огибают сцену, являя собой, для уже собравшихся, дополнительный обзор. Полукруг сцены напоминает комнату с окном на всю стену, с ниспадающими в пол белым тюлем и бордовыми занавесями с висюльками по бокам.

Первыми в зал втянулась оживлённая группа студентов. Весёлые и щебечущие непрерывно девушки, отколовшись от парней, заняли кресла третьего ряда. Первый ряд предназначался для ожидаемой группы писателей из Махачкалы.

По залу, заметно волнуясь, стучала каблучками заведующая библиотекой – Флора Николаевна Орлова. Пришёл Александр Иванович Куприн, председатель Союза писателей России на Ставрополье, своеобразный гарант для хозяйки. Теперь всё должно было пойти, согласно программе, составленной краевым отделением Союза писателей России совместно с тремя молодыми руководителями – Культурного центра народов Дагестана в Ставропольском крае — Муссой Мазановым; с постоянным представителем Республики Дагестан – Абдуллой Амаровым и Магомедом Рашидовым, возглавляющим Культурный центр народов Дагестана на Кавминводах. Организаторы прибыли загодя, иначе и быть не должно.

Между тем живая картина кануна продолжала пополняться преходящими мазками, что наносил мастер – невидимка по имени Жизнь.

Вот паренёк с гибким станом, добродушно скользнув взглядом по лицам хихикающих ровесниц, пристроил рядом с оператором две стопки явно подарочных книг.

Юная брюнетка с раскосыми глазами озвучила, подбежав, имя автора на переплёте одноимённых изданий: «Это — Мариам Ибрагимова, девочки!»

Вот живописную икебану на сценическом столике рассматривает, трогательно щуря глаза, пожилая дама, прижимая к груди маленькую сумочку.

Незримая ленточка на красочной упаковке праздника развязалась спустя полчаса, когда зал внезапно наполнился обоюдными возгласами – прибыли гости, а на сцену с приветственным словом поднялась хозяйка библиотеки госпожа Орлова.

Скажу наперёд, роль ведущего данного мероприятия блестяще исполнил писатель Александр Куприн. Рядом с ним за сценическим столиком разместился председатель секции лакской литературы — Ильяс Магомедов. В последствие он всех удивил разнообразием дарований, но не будем бежать впереди паровоза, абы паровоз только начинает ход.

Добавлю из копилки собственных убеждений — поэтов много не бывает. Лучше пусть весь мир стихи пишет, танцует и поёт в свободное от работы и быта время, чем воюет, постоянно распадаясь на рваные кровавые куски. Кровь одинаково красная, а вот какого цвета мозги у зачинщиков войн, к сожалению, пока не изучено.

Александр Иванович поведал любознательному зрителю о совместной задумке Краевого ставропольского отделения писателей с руководителями трёх культурных центров народов Дагестана на Ставрополье — проведении литературных мероприятий в рамках девяти Национальных культур в Дагестане. Все мероприятия предполагается провести в девяти разных городах и районах края. Первым шагом на пути претворения задуманного в жизнь считается день нынешний и посвящается он писателям лакцам и в целом текущему – Международному году Литературы. Ведущий Куприн также поимённо представил прибывших на праздник писателей из Махачкалы, помимо уже упомянутого Ильяса Магомедова, — Космину Исрапилову и Хезри Ильясова. После чего перешёл к повести о классиках сравнительно молодой лакской литературы.

В начале тридцатых годов прошлого столетия молодой литератор Эффенди Капиев обратил взор на доморощенных поэтов — представителей малочисленных народов своей малой родины. И Дагестан получил в лице учёного земляка уникального переводчика. Благодаря Эффенди советские люди с интересом открыли для себя своеобразный мир многонациональной литературы. Всё новое впервые кажется необычным – необычными были имена у поэтов; отдающая одновременно Югом и Востоком вязь лирических и философских метафор. Молодая, но скучная периодическая печать довоенного времени расцвела, благодаря новым именам, радужными красками. Так мир узнал и о маленьком, но таком красивом и талантливом народе: имя им – лакцы.

Ставший в одночасье знаменитым лакец Эффенди умер в тридцать пять лет, тогда как его соратник по перу, сосед в прямом смысле слова и друг – Семён Бабаевский пережил его практически ещё на одну жизнь – на пятьдесят шесть лет. Писатель Бабаевский ушёл в иные миры в 2000-м году, разменяв десятый десяток.

В Пятигорске два друга-корреспондента – Эффенди и Семён, жили по соседству, на улице Соборной — фасады домов в наше время украшают две памятные таблички.

Сохранились нерушимые фрагменты творческих и, можно сказать, трагических перипетий, о чём, поведал потомкам, скорее всего, долгожитель Бабаевский – Эффенди и Семёна командировали от редакции на Южный фронт в Ставропольскую кавалерийскую дивизию. По возвращении с фронта друзья написали героическую книгу — «Казаки на фронте». Книга вышла, но возможности забрать тираж авторы были лишены в связи с оккупацией Кавминвод гитлеровскими войсками. Книга, родившись, была уничтожена без остатка.

Но словно взамен навсегда утраченной книге, оставили нам Капиев и Бабаевский, живую незыблемую память — здравствующее и поныне, литературное объединение в Пятигорске. Основоположником объединения считается Эффенди Капиев, тогда как Бабаевский, по его признанию, — просто поддерживал начинания друга.

Одно время, уже в шестидесятые годы, объединение имело название — «Слово», в 2004 году литературной организации присвоено имя Эффенди Капиева. Что правильно и справедливо. Александр Куприн подчеркнул, перед тем как вызвать на сцену современных слушателей литературного объединения имени Э.Капиева:

— Поэт умер на операционном столе от язвы желудка в молодом возрасте, но мы достойно храним память о наших писателях, о каждом талантливом творце, отметившимся на литературных скрижалях Ставропольского края. В связи с Днём лакской литературы на Ставрополье, сегодняшние члены литературного объединения имени Эффенди Капиева подготовили для вас, дорогие участники праздника и наши гости, литературно-художественную композицию, посвященную памяти незабвенного поэта и прозаика. В наше время руководителем объединения является Сусанна Баграмян, талантливая поэтесса. Принимайте.

Имена земляков – поэтов перечислю обязательно, вдруг они ещё попадутся на вашем пути, дорогие и благодарные читатели, – передавайте им привет от меня при встрече, очень об этом прошу. Спасибо.

— Евгений Харченко, Виктория Кузнецова, Альфред Дешабо, Александр Головко, Юрий Тимашов, Елена Довженко, Анжелика Гай, Лев Докторов, Ирина Викснер. Со сцены посредством их — прозвучали стихи Эффенди Капиева, Мариам Ибрагимовой, а так же стихи и высказывания других известных лакских писателей. Аплодисменты себя ждать не заставили.

Ведущий Дня – Александр Куприн перманентно возвращался к старейшинам лакской литературы:

— Абуталиб Гафуров, ставший известным поэтом в стране Советов в довоенные годы, работал с восьми лет – пас телят состоятельных сельчан. Его трудолюбие оценил местный кузнец – лудильщик, забрав мальчика в ученики. С дядей кузнецом мальчик, практически, вырос, объездив весь Кавказ и научившись многим языкам. Но вот беда, поэт не знал грамоты. К началу Великой Октябрьской революции ему уже исполнилось тридцать пять лет, вот только тогда он и научился читать и писать. Встреча с Эффенди Капиевым стала знаменательной вехой в судьбе поэта, отныне стихи Гафурова увидели, как оказалось, немеркнущий свет. Кстати, среди нас находится Магомед Хапалаев, это сын знаменитого лакского поэта – Юсупа Хапалаева.

Магомед приподнялся с места, кивнув скромно народу, но отсидеться не удалось. Иди, отвечай за отца, он уже всё о себе сказал в этом измерении: твоя очередь, — так сказали ему выразительные взгляды земляков. И он вышел – видный, средних лет – сын классика лакского народа.

— Да, я вырос в семье отца-поэта, и мне много чего довелось услышать и много кого увидеть. Сейчас вон и поэта Дугина и поэта Кишокова классиками литературы называют, а они бывали у нас, дружили с отцом. Все поэты того поколения ходили и ездили друг к другу в гости. Хорошее время было — без национальных распрей. С Расулом Гамзатовым отец часто играл в шахматы. Отец работал долго ответственным секретарём Союза писателей Дагестана, тогда эта должность так называлась. Расул Гамзатов был молоденьким, он мне сам рассказывал, когда ему посоветовали пойти в Дом писателей. И он пошёл. Постучал в дверь. Видит, Хапалаев в кабинете не один, занят беседой. Вот, освободился от посетителя, но Расула не зовёт. Подождал Расул, — надоело — постучал ещё раз. Заглянул: с кем-то по телефону ответственный секретарь говорит. Подождал. Всё стихло в кабинете. Постучал в третий раз, — Хапалаев пригласил войти. Расула Юсуп Хапалаев сразу узнал – по отцу. Взял школьную тетрадку со стихами, прочёл от корки до корки. Спрашивает: ты писал или отец? Сказал: я писал.

Вот тебе мой совет, Расул, отбрось «ахи» и «охи» и пиши дальше. Расул понял, о чём говорит бывалый поэт.

В Махачкале наша семья жила на улице Буйнакской 60, все писатели знали, где мы живём. Иду как-то домой, впереди бредёт Абуталиб Гафуров, старик уже совсем. Хлеб купил, отщипывает и ест. Я его домой забрал к отцу. Почему – то эта картина навсегда осталась в моей памяти. Мне дороги стихи отца. Где первая строка идёт извечным рефреном — «Никто на свете не рождался дважды…». Или из другого творения незабвенная строка — «я был молодым и смелым я был…»

Приглашённую на праздник дагестанскую поэтессу – Космину Исрапилову, пятигорчане в этот день прозвали – Космосом, принимая во внимание не только созвучность имени, но внешние данные. Кстати, в переводе с римского, «Космина» — это «заказ, красота».  Так что папа и мама, давая дочке имя, наверняка подразумевали умницу и красавицу с потрясающей глубиной глаз. Клянусь городом, подобные глаза бывают только у тех, кто видел горы и пропасти с клубившимися извечно туманами и одиноким орлом в небе! Космина Исрапилова – автор потрясающих стихов: она читала их на двух языках – русском и лакском.

Первая книга Космины — «Кто ты», — вышла в 1994 году. На презентацию творческого первенца Космина пригласила, робея, знаменитого в Дагестане поэта — Юсупа Хапалаева. Было ему уже за семьдесят, девушка думала, что приглашение он игнорирует — кто она? Но поэт пришёл и окрылил и, образно говоря, собрав рюкзак необходимых напутствий, отправил в неблизкий путь, и Космина не подвела его – сдюжила. Сама стала известным писателем.

Ильяс Магомедов — председатель секции Союза писателей лакской литературы, выступая, так и сказал:

— Года не хватит, говорить о литературе Дагестана. Мы даём миру душевный зов, но есть и будут изначальные патриархи лакской литературы и их имена неизменны.

Поцелованный Богом в самую макушку Ильяс Магомедов заворожил публику академическим исполнением красивой лакской песни, под собственный аккомпанемент на рояле. И когда мы перешли в комнату, где гостей ждал фуршет, он же взял в руки чей-то баян и со страстью принялся петь, широко растягивая и резко сжимая меха. И что вы думаете, господа читатели, — баян Ильяс порвал в буквальном смысле слова, но песню допел. Мы хохотали так, что никому и в голову не пришло запечатлеть незабываемое происшествие мобильником, а когда хватились, хозяин потерпевшего инструмента уже унёс его в надёжное место. Расул Гамзатов советовал в шутливой форме, прежде чем резать арбуз, убедиться, — не сидит ли в нём лакец. Так вот наш друг Ильяс порвал баян лишь только для того, чтобы убедиться, — не спрятался ли там аварец. Написанному, прошу, верить.

Ну, а если серьёзно, — «Любимой песней Дагестана» назвал Расул Гамзатов Эффенди Капиева. Это имя действительно неумолчно и всплывает, едва затихнув, то в одном, то в другом месте. Так было и в День лакской литературы.

Литературовед и критик — Хизри Ильясов, поделился воспоминаниями. У каждого поэта есть свой учитель. Для Хизри это был Юсуп Хапалаев.

— Он ходил со мной в секцию отделения лакской писательской организации. В этот день мою кандидатуру должны были утвердить на приём в Союз писателей в столице, путём голосования. Мой учитель был уже пожилым, но пошёл со мной ради поддержки. Секретарём в то время был очень многословный человек – час говорит, полтора часа говорит и всё о чём-то отвлечённом. А время клонится к ночи, я заволновался, но заметил моё изменившееся состояние только Хапалаев. Он медленно и спокойно сумел вклиниться в нескончаемый словесный поток нашего тогдашнего лидера: «Ты всё время говоришь о чём-то, надо же Хизри принять». И меня приняли.

Представитель Молодёжного общества Культурного центра народов Дагестана – Диана Магомедова, посредством помощи оператора продемонстрировала часть документального фильма о Мариам Ибрагимовой. Имя нашей землячки – писательницы, можно сказать, только начинает своё вхождение в ряды Дагестанской классической литературы. Долгое время труды Мариам хранил сын Рустам. О таком сыне мечтает каждый писатель на земле: он сумел издать всё, что написала «в стол» талантливая мать при жизни – до строчки.

Наш неповторимый Ильяс Магомедов прочёл трогательный «Стих народам всей земли», посвящённый нынешнему положению на Украине.

Председатель женского совета города Пятигорска — Абалдуева Наталья Васильевна, называя Дагестан «горой языков», подарила гостям отличного мероприятия книги о Пятигорске и красочные календари с видами живописных мест Кавминвод.

Как известно, время – вещь не безразмерная: всё когда-нибудь кончается.

Прозвучали стихи Абуталиба Гафурова. Между строк творений лакского классика я уловила мелодичные звуки камышовой свирельки-балабана, сложные и неповторимые вариации игры на зурне. Это играл мальчик Абу, присев у подножья Вечности. С поэтами всегда так, — они не спят ни на этом, ни на том свете. Они всегда с нами.

Под занавес мероприятия выступила бывший директор Дома-музея Лермонтова – Светлана Гавриловна Сафарова. Речь свою она подытожила так, как должна говорить ежедневно каждая мать с утра, провожая детей в общество людей разных национальностей.

— Мы — все вместе, и мы должны дружить: мир один.

Апрель, 2015 г.