Главная Официально Постоянное представительство Республики Дагестан в Ставропольском крае Ремарки, суждения, публикации Тезисы выступления Представителя Республики Дагестан в Ставропольском крае А.М. Омарова на заседания совета при Губернаторе СК по вопросам межэтнических отношений (13 октября 2015 г.)

Тезисы выступления Представителя Республики Дагестан в Ставропольском крае А.М. Омарова на заседания совета при Губернаторе СК по вопросам межэтнических отношений (13 октября 2015 г.)

«О работе национально-культурных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, по предупреждению конфликтных ситуаций в сфере этноконфессиональных отношений на терри­тории Ставропольского края»

Уважаемые участники заседания!

Согласен с оценками нынешнего состояния межнациональных отношений в крае и выводами, прозвучавшими в докладе председателя комитета А.В. Писаренко.

В дополнение и в развитие сказанному хотел бы высказать ряд и своих суждений.

Главное для края и людей его населяющих – это то, что усилиями органов власти, правоохранительной системы и институтов гражданского общества национальные отношения на Ставрополье поддерживаются в  динамическом равновесии. Руководство края и муниципальных образований, органы охраны правопорядка, сумели поставить заслон деструктивным силам, в том числе и некоммерческим организациям, финансируемым из-за рубежа. Тем самым негативное развитие ситуаций удавалось и удаётся останавливать вовремя.

Да, в последние полтора – два года ситуацию пытались раскачать и не раз. И всякий раз национальная подоплёка формирующихся конфликтов просто притягивалась, как говорится «за уши» теми, в том числе, и должностными лицами, кто прятал за так называемый национальный вопрос свой неуёмный, сомнительный с правовой точки зрения, экономический интерес.

Как результат: довольно тревожные прогнозы, сформулированные экспертами Российской Академии наук на среднесрочную перспективу, своего подтверждения не получили, а надежды тех, кто спал и видел Ставрополье очагом межнациональной напряженности, не оправдались.

Думается, что стабилизация в межнациональных отношениях достигнута во многом благодаря тому, что органы власти и управления, общественность усвоили основное: долговременные интересы национальной безопасности России здесь, на Кавказе, во многом связанны с сохранением межнационального мира и согласия,  с развитием традиционной религиозной культуры, с взаимодействия христианской и мусульманской ментальности.

Эти вопросы, на мой взгляд, и впредь должны не только находиться в центре внимания как власти, так и общества, но и должным образом обеспечиваться. Пора нам научиться различать религиозный радикализм, экстремизм, чистую религию и веру.

А то, что межнациональное и межконфессиональное согласие на Ставрополье является для нас важным и неоспоримым говорит нынешняя ситуация на Ближнем Востоке, в Центральной Азии.

Нам очень важно сохранить  базовые принципы жизнедеятельности Кавказа — единственного в мире цивилизационного пространства веротерпимости, единения культур и народов.

Это, во-первых.

Во-вторых.

Имея определённый жизненный опыт, опыт руководства институтами гражданского общества при реализации ими задач государственной национальной политики, каждый из нас, присутствующих в этом зале, может сказать, что нынешние  проблемы жителей Ставрополья очень часто находятся в прямой зависимости между нерешенными социально-экономическими проблемами.

А ведь Ставрополье – это не Псковская, Иркутская или Рязанская области. Это далеко не моноэтничные республики Сибири, Поволжья и даже Северного Кавказа. Здесь этническая, конфессиональная самоидентификации, этнокультурный колорит объединяются воедино и становятся модусом поведения.

На Ставрополье же ограничения федерального закона о национально-культурной автономии в части полномочий иногда приходится обходить. Дело в том, что институтам общественности на Ставрополье, этнокультурным организациям приходится вольно или невольно подключаться решению многих житейских вопросов, в том числе, с подключением к разрешению конфликтных ситуаций. Только так можно сохранить баланс межнационального взаимодействия и формировавшуюся  веками культуры межнационального общения.

Вот один из примеров. В нынешнем году руководство Постоянного представительства Республики Дагестан в Ставропольском крае и члены  правления Культурного центра народов Дагестана в Ставропольском крае им. М. Гусаева были вынуждены  более 20 раз выезжать на места для устранения предпосылок к конфликтам. Такие же выезды совершались и руководителями других этнокультурных объединений. Это стало одним из условий, что бед не случилось. А значит подобная практика себя оправдывает.

Мы и далее готовы к конструктивному сотрудничеству с властями и органами управления.

Скажу больше: дагестанцы, живущие на Ставрополье структурированы при активном участии руководителей муниципалитетов, в каждом районе образованы Культурные центры с действующим активом, во всех населённых пунктах дагестанцы объединены в землячества, которые возглавляют достойные люди, находящие поддержку и у людей, и у органов местного самоуправления. Т.е. на любую нештатную ситуацию мы сумеем среагировать. У нас есть желание не допустить беды, у нас есть актив, которому люди верят, у нас установлены и поддерживаются контакты с руководителями муниципальных образований края.

В-третьих.

По большому счёту в крае многие проблемы межнациональных отношений к нынешнему году отрегулировать удалось. Поэтому хотел бы остановиться на некоторых аспектах нарастания угроз со стороны религиозного экстремизма.

Выступая на торжественной церемонии открытия Соборной мечети в Москве, В.В. Путин говорил о том, насколько важную роль играет Ислам в истории России, являясь её «неотъемлемой частью», подчеркнул неоспоримую роль исламских лидеров в укреплении мира и солидарности общества, предотвращении экстремизма в стране.

Президент России напомнил о растущих угрозах религиозного экстремизма, отметив что террористы, «...компрометируя великую мировую религию, компрометируя ислам, сеют ненависть, убивают людей, в том числе и священнослужителей», поблагодарил мусульманских лидеров за мужественную и бесстрашную работу по противодействию попыткам вербовки представителями ИГИЛ граждан нашей страны.

Долговременные интересы национальной безопасности России здесь, на Кавказе, связанны с сохранением и развитием традиционной религиозной культуры, взаимодействия христианской и мусульманской ментальности. Эти вопросы, на мой взгляд, должны не только находиться в центре внимания как власти, так и общества, но и должным образом обеспечиваться.

Пора нам научиться различать религиозный радикализм, экстремизм и традиционную религию, веру. Когда из уст некоторых политиков и чиновников из-за их личных опасений и перестраховок звучат сомнительные по своей некомпетентности призывы, это нельзя рассматривать, как   противодействие терроризму. Если говорить прямо — это подмена борьбы с экстремизмом борьбой с Исламом, это, в конечном счёте, расширение базы поддержки того же экстремизма и того же терроризма.

В-четвёртых. Особая тема для Ставрополья с доминированием славянского населения и Православия  — мирное взаимодействие культур и религий.

Российское государство уже выстроило эффективную систему взаимодействия и сотрудничества с мусульманами. Показательным в этом плане стало образование Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, основная задача которого,  дополнительное и целевое  финансирование мероприятий по реформированию исламского образования, аккумулирование средств, поступающих по линии Организации исламской конференции и исламских благотворительных организаций, оказание реальной поддержки действующим мусульманским группам и организациям, исламским СМИ.

Сейчас эффективность взаимодействия государства с Исламом особенно хорошо видна во многих мусульманских регионах: в Чеченской Республике, Ингушетии, Татарстане, Дагестане. По мнению многих авторитетных экспертов ваххабизм в Чечне побеждён благодаря во многом благодаря самому тесному взаимодействию органов государственной власти с традиционным Исламом.

Думается этот опыт заслуживает внимания.

Что касается нашего Ставропольского края. Как представляется, у нас, как и в целом по России, динамично протекают процессы, меняющие не только экономический, политический, социальный облик региона, но и этноконфессиональную картину.

В крае идет процесс формирования мусульманской уммы и утверждения региональной модели исповедования ислама. Этот процесс идет очень непросто. Отрадно, что органы власти принимают  в нем непосредственное участие в рамках своих полномочий.

Я предлагаю подумать о создании структуры, которая будет призвана выстраивать взаимодействие власти, регионального социума с мусульманской сферой. Ориентиры в этом направлении четко определил Президент России В.В. Путин, заявив в своем выступлении: «Конечно, должны расширяться мусульманские культурные и научно-просветительские центры. Их цель — объединять мусульман, передавать им тот духовный, культурный, нравственный код, который присущ традиционному исламу в России».

Возможно площадкой для начала этой работы станет недавно созданный Общественно-консультативный совет при ДУМ СК. Главное, чтобы работа велась абсолютно прозрачно, на основе разработанной концепции, согласованной с участием органов власти, силовых структур, экспертов и религиозного актива.

И наконец, последнее.

Бесспорно, общество должно четко понимать, что происходит в региональной умме, какие религиозно-идеологические и политические доминанты проповедуют лидеры мусульманского сообщества.

Очевидно, что решение этих задач должно стать стратегическим направлением деятельности структуры, что предельно чётко обозначил  Глава нашего государства.

Я говорю о проблеме исламского образования. Как вы помните, система мусульманского образования в постсоветской России, особенно на Северном Кавказе, оказалась под сильным зарубежным влиянием. Это стало одной из причин эскалации конфликта в Чечне и подъема терроризма.

Принимая во внимание эти обстоятельства, по поручению Президента Российской Федерации еще в 2002 г. в первоочередном порядке были разработаны комплексные меры по формированию конкурентоспособной отечественной исламской образовательной инфраструктуры, что, в конечном счёте позволяет нам говорить сегодня о целостной  отечественной исламской образовательной системе, действующей, как на базе светских ВУЗов, так и исламских учебных заведений.

Крайне остро перед Ставропольем стоит проблема исламского образования. По поручению Президента РФ сеть богословских учебных заведений и факультетов с преподаванием курса теологии на Северном Кавказе создана. Более того, в ближайшее время она расширится за счёт  среднего учебного заведения по подготовке имамов, которое будет действовать при Духовном Управлении мусульман Ставропольского края.

Это хорошо. Мы получим заведомо отобранных, грамотных, духовно обогащённых имамов и проповедников, адаптированных к местным условиям, а заодно освободимся от духовных наставников, обученных на Ближнем и Среднем Востоке.

Но в дополнение к этому нужны квалифицированные кадры государственных и муниципальных служащих, которые будут способными выполнять свои обязанности в условиях многоконфессиональности населения по его адаптации к новым социокультурным условиям проживания, прогнозировать, а главное избегать конфликтов на почве межконфессиональных противоречий.

Для решения аналогичных задач в ряде субъектов России (Пензенской, Ульяновская обл.) организуются подготовительные курсы, семинары продолжительностью до 98 часов.

Справедливости ради следует сказать, что эту работу, наверное, первым в России ещё в 2008 году начал комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества. Кстати, на тот момент в крае даже не было  регионального Духовного управления.

Кадры были подготовлены на базе Пятигорского лингвистического университета и Пятигорского филиала Академии государственной службы. Как показало время, решение оказалось верным, а подготовленные специалисты справились с возложенными на них задачами.

Думается, что теперь подготовку и переподготовку кадров для работы в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений нужно вывести в  одно из непременных условий достижения успехов на этих направлениях  работы.

Надеюсь, что озвученные предложения имеют практическую значимость. Спасибо за внимание.