Главная Новости МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ СТАВРОПОЛЬЕ: ОЦЕНКИ, ВЫВОДЫ, ПРОГНОЗЫ И ПЛАНЫ

МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ СТАВРОПОЛЬЕ: ОЦЕНКИ, ВЫВОДЫ, ПРОГНОЗЫ И ПЛАНЫ

fghgj

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Автор: Елена Павлова, Фото: Александр Плотников

Еще лет пять назад, когда соцопросы впервые стали показывать положительную динамику в оценке жителями края межнациональных отношений, трудно было поверить, что в «рейтинге проблемных направлений» они отодвинутся с первых позиций аж на шестнадцатое место.

«Скрытый конфликтогенный потенциал», конечно, существует, но обстановка в крае в целом мирная и стабильная. Председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Писаренко подчеркивает, что это общая заслуга всех служб и ведомств, работающих в сфере гармонизации межнациональных отношений, оперативного реагирования, постконфликтной реабилитации, образования, культуры, молодежной политики, религиозных и общественных организаций.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩНОСТИ

dgfgfd— Недавно мы провели заседание Консультативного совета при губернаторе, — рассказывает Александр Васильевич. – Подвели итоги 2016 года. Приведу лишь несколько цифр, свидетельствующих, как жители края оценивают состояние межнациональных отношений. Не чиновники, не ученые, а обычные граждане. Именно этот показатель является индикатором оценки работы должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Если в 2011 году только 23,9 процента опрошенных считали состояние межнациональных отношений положительным, то в 2015-м этот показатель составил уже 88,9 процента. В 2016-м – 86,4…

Этот небольшой спад мы связываем с событиями, произошедшими в Новоселицком районе в апреле прошлого года. Мы тоже сделали для себя выводы. Там сработал фактор, на который до этого не обращалось должного внимания.

Жизнь показала, что с вернувшимися из мест заключения гражданами должен работать не только участковый. Вне зависимости от статьи УК. Ведь Акаев, который сотоварищи пытался совершить нападение на РОВД, отбывал свой срок не по террористической или экстремистской, а по бытовой статье (убийство). Но после возвращения отказался посещать мечеть, не общался с имамом, молился дома. Это признаки того, что он резко сменил свою религиозную направленность. Но своевременно этого никто не увидел: ни местные власти, ни наши помощники – руководители национально-культурных организаций, ни имамы, ни мы. И случилось то, что, слава Богу, обошлось без потерь…

— Но это событие, насколько я знаю, не изменило укрепляющейся веры людей в то, что межнациональные отношения в нашем крае улучшаются…

— Да, и это не может не радовать. Если в 2012 году так считали только 12 процентов респондентов, то в 2015 их было уже 39 процентов, а 2016 – 41 процент. Ухудшение межнациональных отношений отмечали 5,4 процента опрошенных. А в 2013 году этот показатель был очень высокий – почти 36 процентов.
Надо сказать, что к мигрантам жители края стали относиться спокойнее. Ситуация выравнивается – в том числе потому, что мы стремимся встроить проживающих у нас представителей Средней Азии в общественную структуру. Так, например, у нас создана таджикская национально-культурная организация. Достаточно активно они работают, стараются интегрировать, адаптировать своих земляков к жизни в нашем обществе.

— Не только мигранты, но и жители России после распада Советского Союза долгое время адаптировались. Перестав быть советским народом, новую общность больше двух десятилетий сформировать не могли. Но сейчас, кажется, достигнуты определенные успехи в формировании российской идентичности… Что об этом говорят социологические исследования?

— Тут можно гордиться. В 2016 году опросы показали, что жители нашего края разных национальностей (70 процентов опрошенных) стали идентифицировать себя в первую очередь как граждане Российской Федерации. Раньше на первое место большинство ставили свою национальную или религиозную принадлежность. А теперь подавляющее большинство людей разного возраста и национальностей отвечают практически одинаково: я, во-первых, гражданин РФ, во-вторых, я житель Ставропольского края, и только потом они называют свою национальность и вероисповедание.

 

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕК

— Однако при всех позитивных тенденциях существуют проблемы, которые не могут не волновать людей. Например, распространение радикального ваххабизма (салафизма). Вербовщики работают и в реале, и в сети Интернет. Какие предпринимаются меры противодействия?

fhgjgh— В двух словах не расскажешь – тут целый комплекс мер. Одна из них – создание групп информационного реагирования.

Это адресная работа, нацеленная на молодежь, живущую на селе. За 90-е — начало нулевых у нас в крае было разорено очень много сельхозпредприятий. И экономические последствия этого мы расхлебываем до сих пор.

По данным министерства труда и социальной защиты СК, в шестидесяти восьми населенных пунктах Ставропольского края отсутствует работодатель, а еще в шестидесяти четырех деятельность работодателя не превышает привлечения экономически активного населения более чем на 30 процентов.

То есть люди, особенно молодежь, предоставлены сами себе. Нас это не может не волновать. Если в крупных городских агломерациях создана и функционирует система воспитания, принуждения, убеждения (чего там только нет!), то в маленьких поселениях и аулах, по сути, некому этим заниматься, поэтому мы в прошлом году и создали такие группы, в которые входят глава поселения, имам и местный лидер национальной организации. Их задача – просто беседовать с людьми, с каждым молодым человеком.

Важно понять, о чем он думает, что читает, как относится, скажем, к войне в Сирии, что его волнует, тревожит, печалит (корова заболела или еще что-то). В процессе этих бесед помогать словом, а при необходимости — и делом. То есть, не применяя привычных чиновничьих механизмов, воздействовать на людей. В поле этой работы оказалось девять тысяч человек. Пятеро признались, что имели мысли поехать воевать в Сирию, но после этих бесед отказались от этой идеи. Мы обязательно будем продолжать эту работу. Ее очень активно поддержали национально-культурные объединения края. Они у нас все входят в общественно-консультативный совет. Помогают активно – в том числе и в глобальной Сети, когда там производятся «вбросы» провокационной информации. Они эти «вбросы» помогают развенчивать.

— Говорят, у нас новая национально-культурная организация появилась – цыганская?

— Мы активно работаем над сложной проблемой социальной адаптации и интеграции в общественно полезную жизнь края цыганского этноса. Он у нас существует как бы на удалении от всех остальных. А проблем возникает много, особенно в Благодарненском, некоторых других районах. Долгое время просто не находился лидер, мы даже в Краснодар обращались за опытом – там цыганская организация есть. Но и там нам не помогли. Только с конца прошлого года процесс с созданием цыганской НКО сдвинулся с мертвой точки. Сейчас мы встраиваем эту организацию в общий курс деятельности национально-культурных объединений.

 - А сами-то цыгане имеют желание «встраиваться», «интегрироваться», «сближаться с другими этносами»?

— У некоторой части элиты есть понимание такой необходимости. Работа только началась. Нам предстоит еще достаточно длительный путь.

 

 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

— Все, что Вы рассказываете, строится на основе краевой Программы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений? Как она реализуется в условиях сложного бюджета этого года?

— С недавнего времени, — поясняет Александр Писаренко, — вся система реализации государственной национальной политики стала представлять собой стройное законодательно закрепленное комплексное взаимодействие. Это и Стратегия государственной национальной политики, и создание федерального органа, отвечающего за ее реализацию, и принятие соответствующей Федеральной программы, и адаптация к ней всех субъектовых Программ. Конечно, в каждом субъекте есть своя специфика. С учетом этой специфики каждый край, область, республика выстраивает свой грамотный механизм взаимодействия. Благодаря этой системе нам удается привлекать в край федеральные средства. Например, в прошлом году мы подавали заявку на конкурсный отбор региональных целевых программ для предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

Ставропольский край был признан победителем конкурса и получил федеральное финансирование мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и создание этнокультурного многообразия. Была оказана помощь в проведении целого ряда ярких общественно значимых мероприятий национально-культурными организациями края. Кроме того, это позволило реализовать требования нашего региона в создании системы мониторинга межнациональных отношений и раннего предупреждения национальных конфликтов.

Заместитель председателя комитета по дела национальностей и казачества Алексей Чаплыгин, рассказывая о Программе гармонизации межнациональных отношений и ее многочисленных подпрограммах, подчеркивает, что большая часть мероприятий, которые проводит комитет, не требует финансирования. Это комплекс мер по социальной адаптации осужденных, этнические советы, профилактика конфликтов на уровне недопущения бытовых конфликтных ситуаций. Это ежедневная плановая, но очень кропотливая работа. Например, тот же ежедневный мониторинг соцсети, где время от времени появляются «вбросы», могущие вызвать определенное напряжение в обществе. Этот материал тут же направляется в прокуратуру, в Центр противодействия экстремизму, в ФСБ, которые дают правовую оценку и производят соответствующие процессуальные действия.

Те мероприятия, которые финансируются из бюджета, имеют подчас общероссийский масштаб. Самое значимое – Ставропольский форум Всемирного Русского Народного Собора. Конечно, состоится он и в 2017 году.
Алексей Иванович заостряет внимание еще на одном, пусть менее звучном, но не менее важном мероприятии, проходящем в рамках «Противодействия экстремизму». Речь идет не только о радикальном исламе, но и о деструктивных сектах разного толка. На эти мероприятия в качестве экспертов приглашались ученые с мировыми именами: Силантьев, Савин, Дворкин. Первый раз такая встреча проводилась с учащимися и студентами. Вопросов ребята задавали очень много, звучали и такие, что сразу становилось ясно – человек не просто интересуется, он – в проблеме. Или сам, или близкий друг, родственник попадал под влияние «проповедников». И после этого возникла идея пригласить тех же экспертов на встречу с учителями края. Они ведь каждый день видят своих учеников, общаются с ними, пользуются у них авторитетом. А учеников у каждого учителя десятки, сотни. Педагоги тоже задавали ученым много вопросов. Они понимали степень своей ответственности за детей в условиях, когда идет борьба за умы и души юных вступающих в жизнь людей. И ученые без использования научных терминов популярно и доступно рассказывали об особенностях деструктивных религиозных течений, о том, какие приемы и приманки используют ловцы душ, о признаках, по которым можно определить, что ребенок, подросток попался к ним «в силок», что делать, если это произошло.

— Мы рассчитывали, опираясь на помощь учителей, охватить профилактической работой весь край, — говорит Алексей Иванович.

Даже если нескольких детей нам удастся уберечь от сектантов, это будет означать, что мы сохранили для общества нескольких граждан.

Еще одним традиционным и во многом знаковым мероприятием является ежегодный сбор православной и мусульманской молодежи. В этом году он будет проводиться уже в десятый раз. Это не просто лагерь. Тут каждое дело: походы, игры, песни у костра – служат делу дружбы и взаимопонимания между людьми разных национальностей и вероисповеданий.

— Ребята вместе отдыхают, играют, знакомятся с интересными людьми, — говорит Алексей Чаплыгин. – Они лучше узнают друг друга и понимают в конце концов, что Бог у всех один, только пути к нему разные… Это очень значимое и позитивное мероприятие.

…Это лишь несколько штрихов большой ежедневной многоплановой и многомерной работы, которую предполагает реализация государственной национальной политики. Отдельный ее аспект – работа с казачеством.

В краевой программе прописано три направления, о которых рассказывает начальник отдела по работе с казачеством Сергей Пальчиков. Первое – это окружная казачья дружина. Второе – субсидии на организацию деятельности казачьих обществ. Один из подразделов краевой программы предполагает проведение культурных и спортивных мероприятий, казачьих игр. Многие стали традиционными и полюбились жителям края: «Казачьему роду нет переводу», «День казачки», «Казачьи шермиции»…

Сергей Юрьевич заострил внимание на том, что 2017 год для казачества, да и для всех жителей края, — дважды юбилейный. 440 лет старшинству Терского войска, и 240 – Азово-Моздокской линии. Так что и войсковой казачий круг, и краевые, и городские мероприятия будут проходить под знаком этих очень значимых для Ставрополья дат.

 

СНИЖЕНИЕ ГРАДУСА НАПРЯЖЁННОСТИ

Председатель комитета Александр Писаренко рассказал также о том, что недавно комитет по делам национальностей и казачества обратился в профильный комитет краевой Думы предложением внести ряд изменений в закон СК, регулирующий земельно-имущественные отношения.

— Эти изменения не будут ущемлять ни права казаков, ни права казачьих обществ, — говорит Александр Васильевич. — Они направлены на то, чтобы земля перестала быть яблоком раздора. Для этого над землей должен быть государственный контроль.

— Чтобы она не переходила из собственности казачьего общества в собственность атамана?

— И это тоже.

Чтобы казачья земля не переходила в субаренду?

— Мы противники и субаренды тоже, но мы понимаем, что далеко не все общества могут сейчас от нее отказаться. У нас сейчас 220 казачьих фермерских хозяйств. Общая доходная часть, которая остается после уплаты налогов, составляет 6 миллионов рублей на всех. На эти деньги кто форму покупает, кто казачьи классы создает, кто дружину укрепляет. Но на закупку техники средств у большинства нет. Поэтому мы и хотим вывести всю систему существования казачества на уровень самофинансирования с созданием такой структуры, когда казачество сможет самостоятельно зарабатывать и самостоятельно ухаживать за своей землей. Это в перспективе и на это как раз и направлены наши предложения... Что касается настоящего, то губернатор Владимир Владимирович Владимиров постоянно думает и заботится о казачестве, несмотря на все сложности бюджета. Наша казачья дружина прошла небольшое реформирование. Сейчас в ней 178 казаков. Принято решение об ее увеличении еще на 48 человек. В основном это усиление идет по КМВ.

— Если попытаться выделить квинтэссенцию из всего сказанного, за счет чего все-таки удалось снизить градус напряженности в межнациональных отношениях?

— Понимаете, при том, что результаты изучения общественного мнения не могут не радовать, нужно понимать, что конфликтность — величина постоянная. Между двумя близкими людьми на кухне и то разгораются конфликты. А в крае — три миллиона жителей... Посему о любом преступлении, происшествие, даже не попавшем в СМИ, нам становится известно одними из первых — у нас разноуровневая система мониторинга: органы местного самоуправления, общественные, религиозные организации, Центр противодействия экстремизму, ГУ МВД, УФСБ — отовсюду мы получаем информацию и ежедневно ее анализируем: уровень спора, риски дальнейшего развития конфликта.

Выстроена эффективная система реагирования. Не только силовая. Часто все разрешается с помощью руководителей национальных организаций — убеждением, беседой. Ведется ежедневный, ежечасный мониторинг в соцсетях.

Бывают «деятели», которые шутки ради обещают кого-то взорвать... Их устанавливают в течение часа, через полтора они уже дают признательные показания. Так что играть «со спичками» не стоит. Мы за этим смотрим всей нашей системой мер. Стоит отметить, что «градус» злых комментариев по национальной теме в последнее время тоже снизился. Если раньше их было много, в том числе — и на грани 282-й статьи УК, то сейчас их тональность изменилась.

Еще один важный момент — ректораты вузов края безжалостно смотрят на тех студентов, кто позволяет себе оскорблять других по национальному признаку, кто нарушает общественный порядок.

В республиках тоже очень жестко реагируют на эти вещи, В системе реагирования все: руководители региона, советы тейпов, советы старейшин...

Требования к студентам прозрачны и просты: приехали учиться — учитесь. Но уважайте историю и традиции города и края, в котором вам предстоит провести как минимум несколько лет. Не хулиганьте, не позорьте собственных родителей. С такой позицией абсолютно солидарны наши коллеги из соседних республик, с которыми мы работаем в полном взаимопонимании и взаимодействии. При этом мы не забываем благодарить тех ребят из национальных обществ, которые являются примером в учебе и нашими общественными помощниками в том же мониторинге. О хороших делах и старейшины, и тейпы, и родители тоже узнают. Для ребят это важно, они это ценят...

Ну а в работе с этносоветом мы отказались от такой формы работы, как тематическое планирование. Раньше было так: запланирована определенная тема в июне, и мы должны ее с этносоветом в июне и обсудить — актуальна она в тот момент или нет... Это не очень продуктивно. Наша сфера динамична, все кардинально меняется. Порой приходится действовать по обстановке...