СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ, СТОЛЬКО И МНЕНИЙ?
Наша повседневная жизнь изобилует множеством поступков и оценочных суждений. Далеко не всегда люди одобряют тобою совершённое или же благосклонно относятся к твоим высказываниям. Нередко бывает, что даже среди родственников нет единодушия в оценке твоих намерений и деяний. Конечно же, всегда можно успокоить или утешить себя расхожей фразой, пришедшей к нам из глубокой древности: «Сколько людей, столько и мнений». Но чем продиктовано это различие в кругу даже близких тебе людей? Давайте будем разбираться. И разбираться, отнюдь, не ради праздного любопытства.
Различие в оценках — серьёзная проблема, из-за которой у каждого из нас могут возникнуть весьма серьёзные коллизии, а человек верующий может совершить много грехов.
В нашей жизни-жизни дагестанцев, как, впрочем, и у других народов, мнения людей определяются и укладом собственной светской жизни, и религиозными предписаниями, и обрядами. Большое место занимают местные обычаи и адаты. Их нельзя сваливать в одну корзину. Всё это разнящиеся понятия.
В повседневности мы не задумываемся как себя повести, как поздороваться, что одеть…, ну и так далее. Делаем то и так, как делали наши предки, как делают все, рядом живущие: и родители, и родственники, и друзья – делают как само собою разумеющееся. Это и есть обычаи.
Адаты – это принципиально иное. Это комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, зародившихся ещё в эпоху родоплеменных отношений горских народов, не отраженных в правовых основополагающих документах государства и в шариате. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. Т.е., до включения территорий в состав России и вплоть до проведения судебно-правовой реформы, адаты представляли собою свод положений и предписаний местной юридической практики. Адат был исключительно локальным правом. За пределами «своего» общества он терял юридическую силу.
Теперь несколько суждений об отношении Ислама к адатам. Проблема взаимосвязи адата и шариата для мусульманских этносов Северного Кавказа имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Наша беда в том, что мы не знаем своей религии и от этого, к примеру, путаются понятия Ислама с адатами.
Нужно исходить из того, что с точки зрения Ислама не бывает адатов, обычаев. Поскольку процесс исламизации растянулся на Кавказе более чем на тысячу лет, изживание доисламского бытового адата шло крайне медленно, что обусловило сохранение многих его норм и до сегодняшнего дня — в основном неправовых обычаев, правил поведения в семье, обрядов, одежды и блюд народной кухни.
Что же касается толкования и оценки той или иной ситуации с всеобъемлющим комплексом норм, принципов и правил поведения, доводимых до людей через Коран, Сунну, а также через основанные на них труды религиозных авторитетов, то в этом нам будут помогать священнослужители Президиума Духовного Управления мусульман Ставропольского края.