Главная Новости МОЙ КРАЙ РОДНОЙ. НОСТАЛЬГИЯ И ВОСТОРГ. НЕПРЕМЕННО ВНОВЬ ПОЕДЕМ В ДАГЕСТАН… И НЕ РАЗ!

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ. НОСТАЛЬГИЯ И ВОСТОРГ. НЕПРЕМЕННО ВНОВЬ ПОЕДЕМ В ДАГЕСТАН… И НЕ РАЗ!

gl

Священнослужитель Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Герченов, настоятель Свято-Троицкого храма, почетный гражданин г. Мценска Орловской области, поделился с читателями местной газеты «Мценский край» своими впечатлениями от поездки на малую родину — в Республику Дагестан. Используя перепечатку, размещённую в газете «Дагправда», знакомим посетителей нашего сайта с его впечатлениями, присланными из Минска его земляком Хизри Газиевичем Асадулаевым. Интересный и познавательный материал.

У каждого в этом мире своя Дорога. Ну это когда речь идет о дороге жизни. А в этот раз наша дорога то прямой стрелой, то извилистой лентой уводила нас от нашего Мценска всё дальше и дальше на юг — вначале спускаясь со Средне-Русской возвышенности по бугристым донским степям, затем по бескрайним равнинам Задонья и Кубани и потом вновь поднимаясь в предгорьях Кавказа и неожиданно стремительно унося даже выше облаков к свежему снегу в июле на вечно белых пиках могучего Кавказского хребта.

А ехали мы в Дагестан. Давно собирались. Что и говорить, тянет человека какая-то сила туда, где родился, где впервые ещё несмышлёными глазками увидел этот удивительный прекрасный мир и самого первого и главного в этом мире человека — маму. Разное, разное нам говорили. Даже не говорили, а больше отговаривали. И что опасно там, в Дагестане, и что недружелюбно, и вообще – вам, что, поехать больше некуда, вон кругом всего сколько интересного.

1

Но… В какую бы сторону ты ни поехал, в какую бы даль, высь или простор ни завела тебя та самая твоя Дорога, — меняются пейзажи, климат, условия, народы, а всё и везде — все та же твоя родная страна, все говорят на одном, каждому до тонкостей понятном языке, у всех одни и те же ценности, все одинаково и искренне хотят мира, счастья и любви, благополучия и уверенности в каждом дне и во всей жизни.

И вот уже позади Кабардино-Балкария с подъемниками на 4000 метров на Эльбрус, Осетия с сурово нависшими над Владикавказом горами и утренними осетинскими пирогами, Чеченская Республика с огромными качелями и фонтанами на фоне небоскребов на центральной площади Грозного; Ингушетия; на блок-постах на границах республик на нас не обращают пристального внимания — беглый взгляд или беглый осмотр и жест рукой — поезжайте, поезжайте, мы видим, что у вас всё в порядке.

ДАГЕСТАН — ОН ДРУГОЙ

Это чувствуется сразу, как только въезжаешь в первый город – Хасавюрт. Вот он, Восток, в своем неподражаемом колорите. Дорога проходит через весь город, по обе стороны бесконечные магазины и лавки, машины с разными овощами и фруктами, плотное динамичное движение транспорта и людей.

На первый взгляд движение кажется хаотичным и беспорядочным и даже опасным, и для приехавших с Орловщины, из Вологды или Челябинска так это и есть. Но мы, побывавшие на машине кроме Грузии и Турции еще и в самых дебрях и закоулках древних городов Курдистана на границе с Сирией и в Палестинской автономии, очень даже порадовались такой близкой по расстоянию возможности порулить в неповторимом и самобытном восточном транспортном потоке.

2

Нет, на красный сигнал светофора там, конечно же, никто не едет, это байки и фантазии. Если посмотреть со стороны и с непривычки — хаос, хаотичное перестроение, кто-то просто как бы внаглую лезет в поток, пересекает перекресток, перекрывая всех остальных, и т. п. Но это со стороны и с непривычки. А вот если нырнуть в этот поток и поехать так, как все, если понять этот простейший принцип и механизм взаимопонимания, всё сразу становится на свои места, и ехать намного удобнее и проще, чем тут у нас.

Там никто не наглеет и не нервничает, все едут на равных: и повидавшая виды «девятка», и огромный «крузак». В потоке никто не виляет «шашками», опережая всего по две-три машины, но всегда пропустят человека, показывающего, что ему надо совершить тот или иной маневр, ведь по правилам можно очень долго простоять, пытаясь пересечь, например, постоянно занятые четыре полосы. А там только намекни, высунь нос — и эти четыре полосы сразу остановятся, и ты поедешь, как директор, куда надо. Очень скоро интуитивно движение становится понятным и даже более предсказуемым, чем привычное у нас, и даже более удобным и безопасным.

ВОРОТА КАВКАЗА

По ходу движения открываются всё новые и новые виды, за каждым новым поворотом или подъемом всё интереснее и интереснее, ведь на небольшой территории Дагестана есть всё — от теплого Каспийского моря до горы Базардюзю на 4466 метров с вечной шапкой снега на вершине, от настоящего огромного пустынного песчаного бархана Сарыкум до глубочайшего в Европе (1920 метров) Сулакского каньона, и еще огромное количество красивейших пещер, водопадов, ущелий, древних аулов и загадочных артефактов далекого прошлого.

3

Вот древнейший город России — Дербент. Только по подтвержденным данным городу более 5000 лет. Но в этом месте, конечно, всегда жили люди, это настоящие Ворота Кавказа. С одной стороны море, с другой — неприступные горы, и — небольшая, всего пару километров, равнина между ними. Испокон веков с Востока на Запад все торговые караваны проходили только здесь. От крепости Нарын-Кала, что и доныне доминирует над Дербентом, вниз до моря шли две мощные стены, надежно перекрывая любую лазейку в Воротах Кавказа, остатки этих стен — теперь часть городского пейзажа.

ТОРГОВАТЬСЯ МОЖНО И НУЖНО

А вот рынок — настоящий восточный базар. Уже в 5 часов утра торговцы раскладывают свой товар, ведь Восток пробуждается рано. С минаретов доносится утренний первый азан, начинается движение, уже можно найти готовый горячий чай, свежие горячие лепешки. До того, как у нас в Мценске только первые физкультурники на пробежку в парк выйдут, в Дагестане уже кучу дел переделают. Ведь днем жарко, можно будет немного отдохнуть. А вечером улицы, парки и особенно новая красивая морская набережная наполнятся людьми — целые семьи с детишками на разных каруселях и детских площадках, группки молодежи на траве газонов, степенные компании людей в возрасте с шахматами или домино или нардами на лавочках и в чайных … Всё это живет, шумит, веселит и радует — люди наслаждаются жизнью, миром и вечерней прохладой.

Базар интересный, там много такого, чего нет у нас. Недалеко Турция и Иран, и много товаров привезено оттуда: и посуда, и сладости, и пряности, и разное другое. Всё можно пробовать и, конечно, торговаться. Даже нужно. Это тоже часть культуры и взаимоуважения. Торговец на Востоке, называя цену, как бы говорит тебе с достоинством: я трудился, искал, покупал и потом доставлял товар именно для тебя, берёг его в пути и хранил, я старался именно для тебя, попробуй — может быть, тебе понравится.

4

И ты пробуешь и, если не понравилось, идешь по рядам дальше — никто не обидится, все нормально, ты же на базаре и ищешь тот самый, именно свой вкус, который тебя устроит, и все торговцы на базаре это понимают и стараются ради тебя; а если понравилось, то ты, попробовав, взаимно показываешь торговцу, что очень ценишь его труды, и с достоинством показываешь в ответ: да, мне нравится этот вкус и это качество, я хочу это купить, и вслух говоришь: «Да, хороший товар, но цену можно бы и снизить. Сколько вы можете мне уступить?». И торговец называет еще одну цену, пониже.

И ты, если понимаешь местные реалии, а научиться этому несложно и недолго, говоришь: хорошо, я возьму вот столько, побольше, но вот за столько, и называешь еще меньшую цену, но только реально разумную и почти настоящую, но немножко ниже. И не переживай, если ошибешься, — торговец поймет, что ты просто немного неопытен, и все равно продаст тебе понравившийся товар по минимальной цене, но все с тем же уважением. Ведь ты не просто на ходу, как в супермаркете, схватил и убежал, а действительно оценил то, что тебе нужно и понравилось, и действительно хочешь получить то, ради чего торговец потратил много времени и сил.

На базаре в Дербенте, кроме местных сыра, сладостей и т.п., мы купили отличный черный перец-горошек, у нас такой не найти, даже в крупных торговых центрах он, упакованный, намного дороже и слабее по вкусу и аромату. А тут он в мешках — пробуй и решай, что по нраву. Только у третьего торговца пряностями перец оказался того самого нашего вкуса, очередная раскушенная горошина отозвалась всеми оттенками настоящего аромата, и из мешка в пакет нам было отсыпано аж два килограмма, но уже по цене почти на четверть ниже названной вначале, и расставались мы с торговцами и с рынком с взаимными приятными чувствами.

ГОСТЕПРИИМСТВО — В ГЕНАХ ДАГЕСТАНЦЕВ

В этой поездке были и другие базары, и древние крепости, и прогулка на катере по Чиркейскому водохранилищу, и виды на Сулакский каньон, и поездка в первозданные горы по невозможной грунтовке-серпантину в родное село нашего земляка-амчанина — дагестанца, после вуза оказавшегося в Мценске и ставшего здесь уважаемым человеком, и встречи, и длинные увлекательные беседы с настоящими горцами-долгожителями, и только созревшие местные персики, и знаменитая лезгинка на берегу моря в Избербаше…

Молодежь тут совершенно без алкоголя и позерства, наоборот, дружно и согласованно, задавала такие ритмы, жизненную энергию, позитив и настрой, что становилось понятно: эти ребята не пойдут дружно делать кому-то плохо или больно, они, наоборот, дружно пойдут кого-то защищать, кому-то помогать. Да, в Дагестане это самое главное.

Гостеприимство — на первом месте. Это в генах, в сознании, это — на деле.

5

От банального — как пройти, как найти до проблемы любого уровня. Любой человек, к которому ты обратишься, сделает все возможное, чтобы эту твою проблему решить; если не сможет сам, обязательно найдет того, кто сможет. По-другому в Дагестане не бывает. Мы там сразу нашли мой роддом. Первым делом поехали, конечно, туда. Прошло более полувека, и там многое поменялось. Но видели бы вы, как незнакомые и разные люди нам помогали, как, отложив свои дела, ходили с нами, звонили кому-то, договаривались, чтобы пропустили, ведь мой бывший роддом бывшей Дербентской железнодорожной больницы теперь режимный военный объект. И ведь дозвонились, доходились, договорились!

Это вам не теория шести рукопожатий на Фейсбуке, это просто удивительно мощно — когда каждый человек в республике готов в любой момент забыть о себе и начать жить вот эту часть жизни только с тобой, уделять тебе всё свое время, сколько понадобится, всё свое внимание и все свои силы. Потому что ты — гость, ты сейчас для дагестанца — самый главный человек в его жизни. Во многих местах, даже на обычной автозаправке, тебя запросто спросят: откуда ты, где уже побывал, как тебе здесь понравилось, и еще расскажут и подскажут много нового и интересного и сделают всё возможное, чтобы тебе понравилось.

То, что там, в Дагестане, происходит, не вместить в одно слово «гостеприимство», там происходит нечто большее — то, от чего мы тут уже серьезно отвыкли, это большее там до сих пор важно и просто нормально.

Там с уважением и почетом относятся к старшим, там в горах носят воду в тех самых древних кувшинах, которые мы видим только в музеях, там столетний дедушка, которому на вид не более семидесяти, искренне сетует, что покрасил резную дверь, которой лет не менее трехсот, а сколько же тогда лет этому дому на скале? Там настоящее вино делают из настоящего винограда, которым засажены тысячи гектаров вдоль моря. Там пасутся огромные стада овец. Там незнакомый рыбак, ловящий на каспийском мелководье подлещиков, просто подходит к тебе, стоящему с машиной у берега маленьким лагерем, и отдает весь свой улов: угощайся, ты — гость, а я завтра себе еще наловлю…

В Дагестане нет разделений на национальности, ведь только коренных народов там более тридцати. До сих пор вместе и дружно живут и эти тридцать народов, и все остальные: и русские, и армяне, и евреи, и многие другие, ну помните — так было раньше везде? В городах и больших поселениях спокойно соседствуют мечети, православные и армянские храмы, синагоги и, главное, спокойно сосуществуют люди.

6

Ага, скажете вы, что-то слишком уж всё хорошо, прямо сплошной позитив и великолепие, красота и высокий нравственный уровень. Ага, скажем мы, а вы сами посмотрите, а потом поговорим.

ДОСТОЙНЫЙ И СИЛЬНЫЙ

В Дагестан смело можно и даже нужно ехать. Неважно как — на автомобиле или самолетом. Там всё недорого — и жилье, и питание, там достопримечательности на каждом шагу. Там прекрасные люди, там с начала июня уже купальный сезон на море с бескрайними песчаными пляжами. Там вкуснейшая местная кухня, там можно нанять за смешные деньги машину с водителем-гидом и вдоволь накататься по горным селениям и природным красотам, слушая интересные истории и рассказы.

7

Там безопасно, там можно и днем, и ночью гулять где угодно без страха, что кто-то пристанет или возникнут какие-то неприятности, там неприлично и недостойно быть выпившим, развязным, грубым или наглым.

Да, Дагестан — он такой. Настоящий. Достойный. Сильный. Дагестан много накопил в себе за всю свою многогранную и богатейшую историю и готов поделиться этим своим богатством со всеми нами. Так что самое время отбросить прочь непонятные и необоснованные страхи и стереотипы и открыть для себя Дагестан — настоящий, реальный, и сделать это желательно, побывав там лично.

А мы, уже имея этот личный опыт, говорим без сомнений: это будет одно из самых ярких и незабываемых впечатлений всей жизни. А мы ведь те еще амчане — пытливые и себе на уме, и на мякине нас не проведешь. От нас — только объективное мнение. За дело мы похвалим за безделицу — нет.

Пусть Дагестан и дальше остаётся таким уникальным, самим собой, пусть процветает и всегда радует всех нас своим удивительным миром. Поедем ли лично мы в Дагестан еще раз? Непременно. И ещё не раз!