МАМА – ЭТО СВЯТО!
В более ранних публикациях цикла «Уроки хороших манер» мы обращали внимание читающей публики на то, что 29 ноября во Всероссийском календаре объявлено Днём матери и предложили с подобающим почтением поздравить самого родного и дорогого нам человека. А накануне, просматривая свежую прессу, обратил внимание на то, что ко Дню матери целый ряд изданий посвятил этому событию ряд публикаций – по моему мнению, достойных прочтению. Одним из таковых является материал «Почитание матери», размещённый в газете «Советская Адыгея» от 9 ноября с.г. После его прочтения я счёл уместным предложить нашему читателю ознакомиться с публикацией в семейном кругу.
Хабиб Нурмагомедов, величайший российский спортсмен, боец смешанных единоборств, получивший среди спортсменов прозвище «Орел», чемпион UFC в легком весе, после безусловной победы над Джастином Гэтжи завершил свою спортивную карьеру, выиграв все 29 боев в своей жизни. Покидая октагон, он сказал: «Побольше внимания уделяйте своим родителям, у меня теперь осталась только мама, я хочу уделить ей больше внимания».
В этой статье — о том, как традиции адыгов и других народов Кавказа предписывали детям относиться к своим мамам, какие поведенческие запреты существовали и существуют в общении с матерями, каковы обязанности взрослых детей по отношению к родителям, и о многом другом.
У черкесов культивировалось почтение, уважение, послушание матери. Малейшее непослушание материнской воле строго наказывалось по Адыгэ хабзэ. Оно осуждалось и общественным мнением. С распространением ислама трепетное отношение к матери, которое проповедует религия, дополнило и укрепило существующую у адыгов систему семейных ценностей и приоритетов.
Под их ногами рай
В исламе есть несколько хадисов (хадис — предание о словах, поступках и молчании пророка Мухаммада) об отношении к матери. Один из известных гласит, что «рай находится под ногами матерей».
Мусульмане считают, что из родителей большего внимания заслуживает мать, так как она выносила, родила, вскормила ребенка, вынесла все бессонные ночи.
Некто пришел к пророку Мухаммаду, говорится в одном из хадисов, и спросил: «Кому в первую очередь нужно делать добро?» Ему ответили: «Матери». «Потом кому?» — «Матери». «Потом кому?» — «Матери». «Потом кому?» — «Отцу, потом близким родственникам, потом еще близким...» — был ответ.
До тех пор, пока почтение, уважение к матери остается незыблемой ценностью и несущей духовной конструкцией, наше общество будет способным преодолеть любые катаклизмы.
«Посланник Аллаха сказал человеку, спросившему его о том, что такое благодеяние к родителям: «О горе тебе! А жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Благородный посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О горе тебе! Не отходи от ее ног, ведь там рай» (хадис передал Ибн Мадж)».
Центральное место в эпосах народов Кавказа занимает образ Матери. В нартском эпосе черкесов мощной фигурой, замыкающей на себе многие сюжетные линии, является Сатаней-гуаще — «мать нартов». Она — хозяйка нартского дома, воспитательница и советчица нартских богатырей. «Сыновья ни в чем не перечили ей», — говорится о Сатаней в нартском эпосе. Мудрая красавица Сатаней никогда не действует прямолинейно, ничего не указывает нартам, она способна разрешить споры мужчин и в нартском эпосе является воплощением идеального женского начала. Она, безусловно, влияет на ход событий в мире нартов, но не менторски и назидательно, а мудро, дипломатично и тонко.
Любовь и тепло
Традиционное распределение ролей и иерархии в адыгской семье предполагало, что отец обычно сдержан, суров и тверд в отношениях с детьми, а мать, напротив, открыто проявляет к ним нежность, доброту, тонко чувствует перемены в их настроении.
Современный антрополог Б.Бгажноков писал: «Обычное для многих народов представление о том, что мать выполняет в семье экспрессивную, эмоциональную функцию, а отец — инструментальную, отображено у адыгов в серии устойчивых выражений, среди которых наибольшей популярностью пользуется пословица «Мать подобна глазу, а отец — ореху».
Отец всегда поддерживал семью как упорядоченную систему, защищал ее, отвечал за материальный достаток, воспитание сыновей, принимал стратегические решения. Он — носитель дисциплины и рационализации. Но именно мать была способна сделать из группы кровных родственников настоящую семью, где каждый дополнял и поддерживал друг друга социально и эмоционально. Мать являлась своеобразным посредником между строгим отцом, находящимся на вершине семейной иерархии, и детьми, между всеми домочадцами. Именно она становилась хранительницей тайн своих детей, к ней они шли за советами, с просьбами, за поддержкой. Высказывание немецкого социолога Эриха Фромма вполне применимо к адыгской культуре: «Мать — это питание, любовь, тепло, земля, быть любимым ею, значит, быть живым, иметь корни и чувство дома».
Глубокое уважение и почитание отца и матери выражалось в беспрекословном им подчинении, постоянной заботе о них, строжайшем соблюдении поведенческих запретов. И мальчики, и девочки с раннего детства год от года воспитывались в знании этих канонов.
Черкесы не вели при матери разговоры на фривольные темы и вообще громко не говорили, не появлялись небрежно одетыми. В то же время любое поручение матери должно было выполняться, и попробовал бы ребенок (даже уже взрослый) огрызнуться, не выполнить просьбу. Это было бы позором для его семьи, родителей, ближайших родственников.
В понятиях черкесов покушение на честь матери было самым сильным оскорблением, которое только можно нанести мужчине. Если какие-то споры между кровными врагами можно было уладить через систему примирений кровников, долгие и непростые переговоры старейшин двух родов, выплату «цены крови», то посягательство на честь матери неизменно заканчивалось тем, что ее сыновья доставали кинжалы из ножен.
Тема матери, символического усыновления присутствовала в ритуале кровной мести у адыгов — едва кровник прикасался к подолу любой женщины, как оказывался под ее защитой (а прикоснувшись губами к груди, символически становился ее сыном).
Детям полагалось щадить чувства матери: в ее присутствии считалось неприличным ссориться и браниться. В повозке женщину-мать усаживали так, чтобы ей не было видно, как погоняют кнутом лошадь. Большим позором считалось обнажить в присутствии матери оружие или же, наоборот, не вложить его тотчас в ножны при ее появлении. Завидев свою мать, дети, уже сами убеленные сединами, вставали.
Традиционные нормы предписывали, чтобы женатые сыновья, соблюдая обычай избегания, не только не показывались перед матерью вместе со своей супругой, но даже заходили или выходили из своего семейного помещения так, чтобы это не могли увидеть родители или уважаемые старшие соседи. Возвратившись домой, молодой человек не мог — считал для себя неприличным — пойти сразу в свою комнату, к жене. Сначала он заходил в комнату родителей, к матери, спрашивал о том, как прошел ее день, рассказывал о своих новостях, желал спокойной ночи.
Родственников со стороны материнского рода почитают особо. На больших семейных торжествах им оказывают особые знаки внимания, которых удостаиваются не все ближайшие родственники. Знать генеалогию своего материнского рода для черкеса было так же важно, как и генеалогию рода отцовского.
Святость отца и матери, пишут этнографы, выражена в адыгских клятвах: «Си адэм и хьэдрыхэпсэ» («Загробной душой отца [клянусь]»), «Си анэм и хьэдрыхэпсэ» («Загробной душой матери [клянусь]»), которые человек может произносить только в крайних случаях.
Немного перефразировав Мадину Хакуашеву, современного ученого и писателя, скажу, что атмосфера безусловного уважения к матери у адыгов «является той основой, на которой сформируется впоследствии свободная личность; со временем ее сын будет иметь все основания стать гармоничным человеком». Заложенное в традиционной культуре пиететное отношение к матери, отшлифованное опытом тысячелетий, было той основой, которая обеспечивала транзит и трансляцию черкесской культуры в будущее.
Сердце греет всегда
Подобный культурный код характерен и для других народов Кавказа. Например, у осетин долгом и обязанностью каждого члена семьи, в особенности мужчин, было оберегать честь матери. Осетин не терпел непристойных речей в адрес женщины и сам никогда не произносил слов, оскорбляющих ее честь и достоинство. Ругаться, спорить с матерью считалось для осетинского мужчины занятием безнравственным и недостойным. А дети воспитывались в покорности и уважении к матери.
Всякое неуважение к матери, особенно к старой женщине, негативно маркировало внешне успешную семью. Ребенок должен был терпеть от матери все, даже не совсем ласковое обращение. У осетин бытуют выражения: «Материнское сердце — солнечная сторона, всегда греет», «Никто не позорит и не позволяет позорить свою мать» и т.д.
У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Уважение к матери (как и отцу) — это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: «Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни, и после смерти ты будешь наказан, проклят». Самое страшное чеченское проклятие — «чтобы погасло в твоем очаге пламя» — отражает тот факт, что мужчина только хозяин дома, а мать — хозяйка семейного очага.
До тех пор, пока почтение, уважение к матери остается незыблемой ценностью и несущей духовной конструкцией, наше общество будет способным преодолеть любые катаклизмы. «Ты сильно любишь меня [мама], И это меня спасает», — так символически и проникновенно написал об этом в одном из своих стихотворений поэт Алим Кешоков.