КРАЕУГОЛЬНЫЙ ОБЫЧАЙ ГОРЦЕВ – ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ (из цикла «Уроки хороших манер»)
Дорогие друзья!
Анонсируя социокультурный проект Культурного центра народов Дагестана в Ставропольском крае им. М, Гусаева «Будем учиться хорошим манерам горцев», я постарался в доступной для всех возрастов форме изложить видение членов правления центра на перспективы пропаганды этнокультурных и поведенческих традиций дагестанцев. В этом материале мы попытаемся осветить один из краеугольных обычаев горцев – почитание старших.
В семье и в роду горцев почитание старших является священным долгом, законом. Для горцев старший по возрасту – это поистине мудрый представитель, обладающий неоспоримым авторитетом среди соплеменников. Как правило, он – живое воплощение культурной и исторической памяти нации, своего рода, а также хранитель исконных традиций, обычаев, обрядов и т.д.
Ни одно дагестанское мероприятие не проходит без аксакала – почтенного и уважаемого представителя старшего поколения. Именно за ним в любом споре или конфликте остается последнее слово, которое не подлежит изменению. Большинство таких лиц в каждом народе наделяется ролью учителя младшего поколения. Им подлежит передача накопленного опыта в плане формирования и укрепления семьи, ведения хозяйства, охоты, ухода за животными, поддержания отношений с людьми и т.д. Аксакалы с большим удовольствием выполняют эту функцию, воспитывая в детях не только хозяйские навыки, но и нравственно ставя их на жизненный путь.
Присутствие старшего в обществе несёт в себе ощутимое нравственное значение. Прежде всего это проявляется при общении старшего с младшим, когда последний, следуя вековым традициям, обязан неукоснительно руководствоваться установленными принципами. И горе, позор той семьи, в которой кто-то пренебрегает соблюдением хоть одного из жизнью сформированных правил, а именно:
— во всех своих действиях проявлять корректность и уважение по отношению к старшему;
— начинать беседу с позволения старшего;
— садиться при старшем только с позволения последнего;
— не говорить больше и громче старшего;
— не перебивать старшего, не упрекать его, не допускать в словах грубости;
— обязательно попросить прощения у старшего, если младшему необходимо срочно по какой-то важной причине прервать беседу;
— если старший привстал, то младшему необходимо последовать за ним;
— почитать появление старшего обязательным вставанием;
— не пререкаться со старшим, к примеру, указывая на его (старшего) неправоту;
— беспрекословно выполнять просьбы старшего;
— не подавать первым руку старшему и т. д.
Уважительное отношение к старшим не ограничивается изложенными выше формами поведения. Существует целый свод неписанных законов, регламентирующих взаимоотношение людей различных возрастов.
Не удивлюсь, если кто-то с сарказмом скажет, что всё это архаично, что живём мы в другое время, что при нынешней динамике жизни соблюдать перечисленное просто невозможно, да и нужно учитывать, что система почитания старших корректировалась, порою деформировалась, будучи вынужденной приспосабливаться к условиям.
С этим можно соглашаться, а можно и думать иначе. Только, думается мне, что преемственность традиций, воспитанность – это непреходящие ценности горца, носящего фамилию своих предков. Нужно задуматься: горец ли ты или репей «перекати поле»?