4 апреля 2014 года Российским информационным агентством «РИА» опубликовано интервью с министром по национальной политике Республики Дагестан А.П. Гасановым, тема которого заключена в самом названии: «Русский язык – это цементирующая основа всего дагестанского общества». Однако то, о чём сказал Алексей Петрович, выходит, и выходит довольно далеко, за рамки заголовка. По нашему мнению, материал и поучителен, и познавателен, и весьма интересен
В феврале текущего года у заместителя Председателя Правительства РД Рамазана Джафарова состоялось межведомственное совещание по вопросу финансового обеспечения в текущем году Государственной программы РД «Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014—2017 годы». В ней подчеркнуто, что вопрос о снижении оттока и возвращении русского населения на территорию СКФО отнесен руководством страны к одной из стратегических задач по стабилизации ситуации на Северном Кавказе.
Важность вопроса заключается и в том, что русское население является также и источником высококвалифицированных кадров, необходимых для обеспечения устойчивого развития и достижения инвестиционной привлекательности Дагестана. Ответственным исполнителем госпрограммы является министерство по национальной политике РД, а соисполнителями – ряд республиканских министерств и ведомств, муниципальные образования Северного региона Дагестана.
О вопросах, касающихся русского населения республики, рассказал министр по национальной политике РД Алексей Гасанов.
— Алексей Петрович, в дагестанских СМИ время от времени появляются различные публикации, в которых затрагиваются вопросы, касающиеся русского населения республики. Понятно, что определенные проблемы есть у всех народов. В чем заключается сущность «русского вопроса» в современном Дагестане?
— Прежде всего, хотелось бы заострить внимание на том, что русский язык, вообще русская культура – это цементирующая основа всего дагестанского общества. Поэтому не случайно деятельность республиканских органов власти и управления направлена на поддержку, развитие и распространение русского языка, который является в Дагестане языком межнационального общения.
Новый импульс этой деятельности был дан Указом Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия». В то же время хочу напомнить, и это для нас очень важно, указанная проблема поднималась и раньше. Еще в 1993 году была образована Правительственная комиссия РД по проблемам русскоязычного населения, разработан и утвержден план мероприятий по снижению миграции и созданию условий для возвращения и обустройства русских в Дагестане. Позднее она была озвучена на III Съезде народов Дагестана, состоявшемся в Махачкале 15 декабря 2010 года.
Конечно, с того времени произошло много знаковых событий, среди которых одним из существенных является принятие в конце 2012 года Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. И вот к решению данной проблемы руководство республики подходит именно через призму этих форумов и реальной демографической ситуации. За 1989—2010 годы численность русского населения сократилась на 45 тысяч человек и согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. составляет 104 тысячи, или 3,6 процента в общей численности населения Дагестана.
— В чем главная причина оттока русских из республики?
— В первую очередь, это социально-экономические условия, которыми в целом определяются любые миграционные процессы во всем мире. В Дагестане оттоку населения, главным образом, способствовала конверсия оборонно-промышленного комплекса, где в основном были заняты специалисты русской национальности. Кризис оборонных отраслей промышленности привел к всплеску безработицы, и поэтому не случайно около 45 процентов русских, покинувших республику, выехали из Махачкалы, где были сосредоточены эти предприятия.
Иногда кое-кто пытается подвести под этот процесс чисто политическую подоплеку, но это просто-напросто подобно ловле рыбы в мутной воде. В «русском вопросе» политической составляющей нет, однако проблема существует, поскольку, несмотря на создание условий для обустройства русского населения в местах компактного проживания, для сохранения и развития национально-культурной самобытности, серьезных подходов требуют многие вопросы.
Для решения подобных вопросов и разработана Государственная программа РД «Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014—2017 годы».
Данный документ имеет также подпрограмму «Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан на 2014—2016 годы».
— Как вкратце можно охарактеризовать цель и задачи этой Государственной программы?
— Ее цель – содействие социально-экономическому обустройству мест компактного проживания русского населения, а также развитию этнокультурного потенциала русского населения в Дагестане. Для достижения этой цели необходимо решить комплекс задач, в том числе создание развитой инженерной и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания русских, обеспечение реализации их прав в сфере культуры. Надо развернуть строительство жилья, дорог, водопроводных и газовых сетей, возвести медицинские, школьные и дошкольные учреждения, реконструировать центры русской культуры, церкви. В конечном итоге необходимо добиться существенного роста русского населения в республике.
— Какова стоимость Госпрограммы? Во что выльется ее реализация?
— Общий объем финансирования составляет 373 млн рублей, из которых 350 млн рублей выделяется из республиканского бюджета, остальное – муниципальными образованиями по согласованию. На текущий год объем ресурсного обеспечения определен в размере 120,7 млн рублей, из которых 112 млн рублей приходится на республиканский бюджет. На поддержку казачьих обществ предусмотрено чуть более 5 млн рублей.
Важнейшим элементом механизма реализации госпрограммы являются взаимоувязка планирования, осуществление мониторинга и корректировка целевых показателей документа. Говорю об этом потому, что имеющиеся проблемы возникли именно из-за отсутствия системного подхода к их решению, следовательно, и сейчас вызывают законное беспокойство в связи с продолжающимся оттоком русских, что наносит урон социально-экономическому развитию республики в целом.
Этот аспект предстоящей работы мы обсудили на совещании в Правительстве РД с участием ответственных работников г. Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов, местного казачества, которыми были высказаны соответствующие предложения и подходы к решению указанных в мероприятиях Госпрограммы пунктов. По мере необходимости будем встречаться и дальше, целенаправленно устраняя трудности, возникающие в ходе ее реализации.
— Какие меры оздоровления инженерной и социальной инфраструктуры предусмотрены Госпрограммой на текущий год?
— В 2014 году в Кизлярском районе планируется построить 930 кв. м жилья, 10 км дорог, 4,6 км водопроводных сетей, школ и дошкольных учреждений на 400 мест; в Тарумовском районе – 30 км водопроводных сетей, школ и дошкольных учреждений на 300 мест, провести реконструкцию Центра русской культуры в с.Коктюбей, в г.Кизляре должен быть построен Центр традиционной культуры народов России, а также капитально отремонтирован Молодежный центр.
— Можем ли мы говорить о преимуществах программно-целевого планирования в сфере государственной национальной политики, в данном случае в отношении Госпрограммы по возвращению и обустройству русского населения?
— Преимущества очевидны. О приоритетности программно-целевого планирования заявлено в Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Мы строго придерживаемся этого принципа, и в этом нас активно поддерживает Глава РД Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов, который, как известно, является одним из инициаторов и ведущих авторов данной Стратегии.
Что касается Госпрограммы по возвращению и обустройству русского населения, то мы имеем в виду комплексное решение на основе межведомственной координации таких задач, как жилищное строительство, возведение объектов социального и инженерного назначения в местах компактного проживания русского населения, обеспечение условий для развития индивидуального и кооперативного землепользования с учетом традиций русского населения в сфере их хозяйственной жизни, формирование единого этнокультурного пространства русского населения путем реализации проектов, обеспечивающих его этнокультурное развитие.
Мы предпочли наиболее эффективный сценарий развития ситуации при решении «русского вопроса». Он заключается в том, что делаем ставку на выбор базовых муниципальных образований, которые будут играть роль катализаторов или ускорителей роста при некомпактном проживании русского населения в других муниципальных образованиях. В настоящее время такими катализаторами являются город Кизляр, Кизлярский и Тарумовский районы, где русские живут компактно. Решая эту задачу, мы обеспечиваем снижение оттока русских из Дагестана, а также повышение их активности в формировании гражданского общества с учетом реализации государственной национальной политики.
— Существуют ли какие-либо риски, которые могут негативно сказаться при реализации этой Госпрограммы?
— Возможные риски, конечно, предусмотрены. Речь может идти о недостаточном ресурсном обеспечении программных мероприятий или недостатках со стороны исполнителей. Кроме того, определенную роль может сыграть и изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования запланированных мероприятий. Мы считаем также очень важной проблему межведомственной координации. Напомню, что в декабре прошлого года вступил в силу Указ Президента РД «О координирующей роли министерства по национальной политике РД в обеспечении межнационального мира и согласия в Республике Дагестан».
Это – важный документ, который позволяет нам избежать недостатков в координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, не допустить диспропорций в ресурсной поддержке реализации мероприятий Госпрограммы, дублирования и снижения эффективности использования бюджетных средств. Мы придаем особое значение целенаправленному мониторингу хода реализации всех запланированных мероприятий, чтобы исключить субъективные подходы и обеспечить строгую привязку этих мероприятий к реальной ситуации в этнокультурной сфере. В этом отношении у нас есть и другие, не менее эффективные рычаги, о которых мне уже приходилось говорить. Речь идет о Соглашениях между Миннацем РД и муниципальными образованиями в сфере обеспечения межнационального мира и согласия.
К реализации этих Соглашений будут привлекаться не только органы районного уровня, но и органы самоуправления сельского звена, общественность, объединения граждан, нацеленные на совместную конструктивную работу. На днях мы провели встречу с представителями казачьих обществ республики, обсудили некоторые аспекты Госпрограммы. Среди предложений, высказанных представителями казачьих обществ, особого внимания заслуживает целесообразность образования Наблюдательного совета за реализацией госпрограммы по поддержке русского населения с включением в него представителей казаков и русской общественности Северного региона республики, статус и полномочия которого определим в ближайшее время. Он необходим для того, чтобы отслеживать, насколько полно и своевременно исполняются мероприятия, предусмотренные Госпрограммой, а также может вносить предложения по исправлению возможных недостатков и упущений в работе по ее реализации.
В структуре Миннаца РД делами казачества будет заниматься специалист, кандидатуру которого мы согласуем с казачьей общественностью. Этот шаг соответствует решениям руководства страны, принятым по проблемам казаков, и нацелен на более предметную работу в указанной сфере деятельности. Руководство республики определило Миннац РД в качестве ответственного исполнителя данной Госпрограммы, поэтому будем максимально использовать все элементы механизма ее реализации, включая взаимоувязку планирования, осуществление мониторинга, уточнение и корректировку целевых показателей.