Главная Культурный центр Точка зрения Яхьяев И. Стабильность и устойчивость развития моего региона: условия и факторы. Эссе. Представлено на конкурс творческих работ среди кандидатов для обучения во Всероссийской школе политики по программе обучения в 2016 году

Яхьяев И. Стабильность и устойчивость развития моего региона: условия и факторы. Эссе. Представлено на конкурс творческих работ среди кандидатов для обучения во Всероссийской школе политики по программе обучения в 2016 году

Нисколько не рисуясь и не стремясь к ура-патриотизму, всё же замечу – мне далеко не безразличны нынешнее благополучие и перспективы развития моей малой родины – Ставропольского края. И уж если быть честным до конца, тут же замечу:  моё поколение, — да что там поколение, население, простой обыватель теряется в догадках: кому верить? На этот вопрос трудно ответить и мне.

Есть официальная статистика. Теле- , радиоэфир беспрестанно транслирует заявления руководства края, депутатов и должностных лиц органов власти и органов управления. Но довольно часто реалии опровергают то, что было сказано год тому, а порою, как говорится, в режиме on-lain обнажают откровенную фальсификацию и подтасовку фактов.

Например, как сообщает Ставропольстат, индекс промышленного производства Ставрополья в 2015 г., по сравнению с 2014 г., составил 106,3%.  В 2014 г. аналогичный показатель составил 99,2%. По сравнению с прошлым годом увеличился объём отгруженных товаров собственного производства на 24,4%, составив 149,3 млрд. рублей. На Ставрополье собрано свыше 7 млн. тонн зерновых.

Согласно статистике, в первом полугодии 2015 г. индекс потребительских цен на продовольственные товары в Ставропольском крае составил 110,4 %. Для сравнения, индекс потребительских цен на продовольственные товары по Российской Федерации составил 110,8 %3. В Ставропольском крае ввод жилья в 2015 г. увеличился по сравнению с прошлым годом в 1,6 раза, а рост жилья, возведенного частными застройщиками, — на 33,8%.

Судя по заявлениям руководства края, Ставрополье в ближайшее время ожидает, если не производственный бум, то, как минимум, взлёт, несущий благоденствие. Губернатор и Правительство анонсировали серьёзные намерения в промышленности: автозавод в г. Михайловске с выпуском порядка 200 тысяч автомобилей в год, развитие ОАО «Нарзан» с ежегодным экспортом более 100 миллионов бутылок произведённого в Кисловодске «Нарзана», металлургический завод по производству арматуры, целый ряд предприятий химической отрасли. Край ожидают серьёзные перемены в аграрном секторе, связанные с развитием овощеводства, виноделия, тонкорунного овцеводства. Отдельная тема – развитие туристско-рекреационной отрасли в регионе Кавказских Минеральных Вод.  Ну и т.д.

Однако анализ комментариев к новостным сообщениям и форумов свидетельствует о скептическом отношении населения к демонстрируемым показателям эффективного развития. Интернет-издания «Кавполит», «Центр современной кавказской политики (ЦСКП «Кавказ»)», «Ридус. Агентство гражданской журналистики» др. констатируют, что большинство официальных новостных сообщений, освещающих ситуацию в Ставропольском крае, вообще остается без комментариев (в среднем, 978 просмотров по каждому сообщению), даже если они затрагивают злободневные для жителей региона темы. В единичных случаях сообщения о деятельности властей сопровождаются скептическими замечаниями. Одобрительных комментариев практически нет. В экспертном докладе распределительного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем этот вывод иллюстрируется следующими примерами. Так, информация о том, что «в июне 2015 г. в сравнении с декабрем 2014 г., на 67,3% снизились цены на свежие огурцы. Наполовину подешевели томаты, на треть — куриное яйцо, белокочанная капуста. Незначительно подешевели гречка, сыры и мясо кур», было снабжено замечанием «цены на овощи летом стали ниже, чем зимой? Какая неожиданность». Негативно была прокомментирована информация об очередной ярмарке ставропольских товаропроизводителей в Москве с 1 по 7 июня 2015 г. — «испокон веков все сливки в столицу уезжали, а у нас весь московский неликвид на прилавках. Местных продуктов не найдешь». Сообщение о подготовке пилотного проекта по введению курортного сбора на территории Ставропольского края сопровождалось комментарием: «да, все как обычно в России. Посидели, подумали, откуда же деньги брать на реконструкцию курортов, и пришли к выводу — а давайте опять с народа стрясем, пусть платят сбор за въезд! А потом еще, когда, как всегда, станет мало — придется и за выезд тоже брать».

Скептическая настроенность части населения к происходящим на Ставрополье процессам достаточно отчётливо прослеживается и в печатных изданиях края, в частности, в общественно-политической и познавательной газете «Открытая», «Ставропольский репортёр». На страницах этих СМИ темы стабильности региона, устойчивости его развития, причинность неудач, а то и откровенных провалов в экономике, социальной сфере, в кадровой политике с привязкой к деятельности должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления, руководителей территориальных структур федеральных органов власти освещается довольно жёстко, но объективно. Во всяком случае, ни разу публикации не опровергались доказательствами в необъективности публикаций, их предвзятости или опротестовывались правоохранительной системой.

Наибольшую волну негативных комментариев вызвала информация о том, что депутаты Думы Ставропольского края («ставропольские единороссы») приняли закон о величине прожиточного минимума пенсионера на 2016 г. в размере 7524 рублей. Голосовать за него отказались думские фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Пояснения депутатов от «Единой России», что хотя сумма в 7500 рублей явно недостаточна и ниже общероссийского уровня (8558 рублей), однако это то, что сегодня может реально «потянуть» краевой бюджет, не возымели своего действия. Негативные комментарии «пусть сами поживут на 7500», «никогда не платите налоги...толк? до 60 платить, чтобы потом 7500 получать?», «Это очередной мотив и сигнал для налогоплательщиков не платить налоги, ибо практика показывает, что отдачи от государства никакой», «это конечно абсурд. В то время, когда глава Водоканала покупает дом за 17 млн. руб., другие политики выбирают, какую новинку немецкого автопрома купить», свидетельствуют о том, что уровень жизни и социальная справедливость остаются самыми острыми зонами социальном самочувствии жителей края.

Как представляется, понимание того, что именно уровень жизни и социальная справедливость сегодня являются квинтэссенцией стабильности и устойчивости, должно стать непреложным условием для определения системности мер и совокупности принимаемых организационных политико-управленческих решений различных ветвей власти.

Безусловно в их основу и далее будут закладываться идеи, отражённые в «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», ежегодно получающие свою детализацию в Планах первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ставропольского края в конкретном году.

Нет сомнений в правомерности и целесообразности такого подхода руководства края к такому принципу планирования деятельности и определения результатов по каждому из её направлений. В тоже время, сожаление вызывает проявляющаяся при этом гордыня ставропольцев, пренебрегших, как мне кажется, более удачным подходом дагестанцев.  Два года тому Глава республики инициировал, провёл через процедуры парламентского утверждения важный стратегический документ «Приоритетные проекты Главы Республики Дагестан», чётко прописавший условия и факторы интенсивного развития депрессивного, с точки зрения регионоведения,  субъекта Российской Федерации.

В самом обобщённом виде излагаются искомые нами условия и факторы выхода региона из кризисного состояния и его вхождения в число передовых территорий Российской Федерации.

  1. «Обеление экономики» — проект направлен на выведение экономики «из тени» за счет активизации работы местных органов власти и налоговых органов, а также работы с налогоплательщиками;
  2. «Точки роста» — проект направлен на обеспечение республики динамичными «точками роста» экономики и вызов экономического «рывка». В рамках реализации будет вестись проектное сопровождение ключевых инвесторов. В рамках проекта запланировано формирование качественного запроса на федеральные средства под инвестиционные кластеры через инструменты федерального софинансирования, рост деловой активности, повышение инвестиционной привлекательности республики, формирование новой позитивной повестки для консолидации элит;
  3. «Новая индустриализация» — проект направлен на рост промышленного производства, увеличение показателей поступлений в бюджет и трудовой занятости населения путем внедрения новых форм развития промышленного потенциала республики;
  4. «Эффективное государственное управление» — проект призван способствовать формированию государственного управления как открытой, динамичной, бизнес- и социально ориентированной системы. Планируется внедрение эффективных механизмов антикоррупции, улучшение бизнес-климата и взаимодействие с активным гражданским обществом;
  5. «Эффективный агропромышленный комплекс» — Реализация проекта предполагает формирование и развитие «точек роста» в агропромышленном комплексе, запуск работы высокорентабельных проектов в сфере АПК, формирование логистических цепочек поставок продукции внутри республики и в регионы РФ;
  6. «Человеческий капитал» — проект направлен на приведение предложения в образовательной среде в соответствие с реальным кадровым спросом, построение эффективной системы здравоохранения, интеграцию республики в международное и российское культурное пространство, рост социальной защищенности населения. Одним из важнейших элементов проекта станет изучение народных языков Дагестана, а также русского и английского языков;
  7. «Правопорядок и безопасность в Дагестане» — рамках проекта поставлены задачи обеспечения фактической безопасности и формирования имиджа стабильного региона. Будет разработан комплекс действий в сфере профилактики и предотвращения преступлений и правонарушений, снижения террористических рисков.

Я — человек, которому не безразлично развитие своего края как сельскохозяйственного и экономически развитого региона, региона, который следует за научно техническим процессом. Мой регион является для меня большой надеждой на улучшение качественности жизни населения, которое является обязательным для сообщества людей, желающих быть на лидирующих позициях в сфере государственного устройства. Гарантом всех политических процессов является вовлечение в них молодёжи, подготовленной к восприятию новаций, квалифицированному участию в решении задач социально-экономического развития края, занимающей активную жизненную позицию.

Собственно, это и решается через молодёжный сегмент институтов гражданского общества России и Ставропольского края, в частности. Желание быть активным участником созидания, одним из его организаторов и даже руководителем, подвигло меня к обучению в ВУЗе по специальности «государственное и муниципальное управление», сформировало мой интерес к получению дополнительного объёма знаний и умений в школе политики.