Главная Культурный центр Точка зрения М. Кимбаров. Влияния семьи и этнокультурных традиций в трудовом воспитании подрастающего поколения

М. Кимбаров. Влияния семьи и этнокультурных традиций в трудовом воспитании подрастающего поколения

(выступление на XIV Международном конгрессе «Российская семья»)

 

Уважаемые участники заседания!

Готовясь к сегодняшнему форуму, и выстраивая своё выступление, я, естественно, обратился к работам известных в стране, за рубежом и в нашем регионе политологов и этнологов, к публикациям руководителей управленческих структур и общественных деятелей.

Написано много, порою витиевато и, как мне показалось, пригодно больше для научных дискуссий, нежели для обсуждения в кругу практиков. Поэтому, в конечном итоге, решил подойти к проблеме с иной стороны.

Я родился на Ставрополье. Вырос в окружении, преимущественно, русских людей, родовитых и приписных казаков, исповедующих Православие. О национальной принадлежности в школе как-то не задумывался, да и национальностью моей никто, в принципе, и не интересовался.

Таким образом, по рождению я ставропольчанин, а мои гражданские ориентиры практически ничем не отличаются от ориентиров моих одноклассников Опальковых, Новиковых, Коробейниковых и других.

Мои родители даргинцы с родовыми корнями в горном Дагестане. Исповедование ими Ислама, соблюдение в семье исламской обрядности и традиций горцев не мешало им здесь, на Ставрополье, с соседями жить в согласии и дружбе. Вместе были и в радости, и в беде. Вместе праздновали и светские, и религиозные праздники, ходили друг к другу в гости.  Словом, как говорится, всё как у людей.

То есть, этнокультурные особенности межличностного общения между членами семьи моих родителей, обрядовость, было и остаётся делом сугубо внутрисемейным.

Впервые я оказался рядом с проблемами межнационального общения, обучаясь в университете.

Ребята, приехавшие в Ставрополь из соседних республик, особенно, из горных селений, оказавшись вне привычной среды обитания и языковой среды, естественно тянулись к своим землякам. На факультетах, в общежитиях стихийно появлялись, да и сейчас появляются группы  молодёжи на основах землячества в целях взаимной поддержки в трудных  и непредвиденных ситуациях. Но в ВУЗах работала, а сейчас уже довольно эффективно работает система адаптации первокурсников и их интеграции в местное сообщество.

Кстати, справедливости ради замечу, что в Вузах в довольно непростое для Ставрополя время внедрялись, благодаря настойчивости В.И. Муравьевой, занимавшей тогда пост ректора медакадемии и В.И. Трухачёва – ректора аграрного университета, схемы работы по формированию культуры межнационального общения. Параллельно подобные схемы разрабатывались и внедрялась в Пятигорском лингвистическом университете. Сегодня это практика работы используется практически во всех учебных заведениях края. Убедился сам, общаясь с молодёжью и в учебных заведениях, и на площадках массовых мероприятий.

Главное, что хотел бы отметить: общеполитические ориентиры у подавляющего большинства молодых людей выстроены в контексте российской государственности, веры в Отечество и готовности служения ему вне житейских обстоятельств. Это является главным, и парламентариям, выстраивая внутренн6юю политику, это нужно учитывать.

А теперь о принципиально значимом и своей позиции к обсуждаемому вопросу. Но прежде, хотел бы напомнить о некоторых проявлениях гражданственности представителей народов Кавказа.

Нурбагандов со знаменитой фразой: «Работайте, братья!», батальоны военной полиции, сформированные в Чеченской Республике и безупречно выполняющие служебно-боевые задачи в Сирии, Зейнудин Батманов ценой собственной жизни спасший молодую семью с четырехмесячной дочерью и предотвративший нападение боевиков на полицейский наряд, сотни, если не тысячи аналогичных примеров.

Все мы граждане России. Россия – наше Отечество. Поэтому я категорически против использования идеологического посыла отделения духовно-нравственных и трудовых традиций народов Северного Кавказа от традиций россиян.

Подобная практика, как один из элементов поиска истины, обернулась трагедией развала великой державы, войной между братскими республиками, гражданскими войнами там, где они в принципе были невозможными. У нашей страны, у России, — и говорить надо только с этих позиций, — духовно-нравственные и трудовые традиции едины. Они формировались веками.

Что же касается различий, то, как мне представляется, они находятся исключительно в сфере этнокультурного восприятия. Язык, национальная культура,  фольклор, адаты, домашний быт — вот что является различием разных народов.

Любой иной подход — это преднамеренное политизирование этнического фактора. Во что это превращается, мне – первокурснику пришлось наблюдать при развитии событий искусственного противопоставления славян и горцев, разжигания национальной нетерпимости в Ставрополе в 2007 году. Тогда, на улицы вышли колонны учащихся колледжей с лозунгами: «Продай бэндли-заплати элементы», «Ни пяди нашей земли Дагестану!». Молодёжь, которая не училась и не работала, вместе с засланными казачками вышла на площадь Ленина скандируя лозунг: «Чемодан – вокзал – Чечня!».  Потом были Пятигорск, Невинномысск. И потом было много-много кампаний с целью дистаьилизации обстановки. То пресловутая «страна Казакия», то «колючая проволока вокруг Кавказа, то, целая политическая эпопея «Кавказ – не Россия!» ну и так далее.

Как и большинству активистов молодёжных движений Ставрополья, абсолютно понятно, что в преддверии президентских выборов эти и несколько видоизменённые схемы попытаются реализовать на Ставрополье. Мы намерены, используя молодёжные представительства в органах государственной власти и органах местного самоуправления инициировать принятие и реализацию целевых программ работы с молодёжью применительно к новым условиям, а заодно систематизировать этнокультурное просвещение объединением по целям, составу аудитории культурно-просветительных программ, реализуемыми министерствами и ведомствами. Ибо то, что для представителей тех или иных этносов кажется обыденным, само собою разумеющимся, для  значительной части молодых жителей Ставропольского края   кажется  непонятным, а подчас чуждым и враждебным. Это способствует появлению фобий, или ещё хуже – враждебному неприятию иных культур. Как и раньше наряду с утверждением «Они же дети» это будет использоваться для дестабилизации общественно-политической обстановки.

В то же время, знание национальных обычаев, истоков ментальности рядом проживающих народов поможет избежать конфликтов на национальной почве, снизит степень  внимания к бытовым противоречиям и недоразумениям, возникшим от соблюдения национальных традиций и обрядов.